Материал символично публикуем 13 января, в День российской печати. Да, мы в курсе, что многие традиционно поднимают рюмки в редакции 5 мая, но всё-таки.
Ильдар Ахмадеев, главный редактор газеты «Комсомольская правда в Уфе»
На вопрос, каким он видит издательский рынок, Ильдар слегка пессимистично отвечает – мол, «жив – и слава Богу». При этом эксперт тут же поясняет, что у таких федеральных игроков, как «Комсомольская правда», всё хорошо с тиражами.
«Нас спасает именно бренд, имя – без всего этого печатной прессе сейчас выжить почти невозможно. Искренне переживаю за коллег из местных газет, которые сталкиваются с большими трудностями, – говорит Ильдар. – Издавать газету в 2019 году – это сидеть на двух стульях. В наше время уже невозможно жить одной только печатной версией, все газеты давно развивают сайты. При этом сайт читает молодёжь, газету – взрослые люди. Вот и сиди себе в редакции, готовь статьи с двумя совершенно разными подачами, редактируй по-разному и картинки тоже выбирай разные».
«А аудитория и подача материалов у нас отличаются разительно. Сайт читают молодые люди от 16 до 35, газету – от 45 и старше. Аудитория газеты не меняется, это всегда ядро – привыкшие к печатной продукции, доверяющие проверенным брендам взрослые люди. Аудитория сайта – меняется. Какое-то время нас читало много студентов, но с каждым годом средний возраст читателя неизбежно растёт. Теперь сайт кп.ру читают в основном работающие люди», – продолжает Ильдар Ахмадеев.
При этом неизбежное сокращение тиражей и одновременный рост посещаемости сайта команда «Комсомольской правды» воспринимает как сигнал развивать сайт и дальше, что и коллегам советует.
Ильдар Ахмадеев считает, что через пять лет большинство республиканских газет уйдёт «в цифру». Останутся только федералы – «КП», «Аргументы и факты», «Коммерсант» и «Российская газета». Правда, останется национальная пресса на башкирском, потому что это государственная задача. И немного глянца, потому что у него своя аудитория.
«Уровень журналистики? Тут я тоже обращу внимание на разницу между печатными СМИ и электронными. В мире сайтов мы безнадёжно отстали от Казани и Екатеринбурга. У них есть федеральные «Бизнес-Онлайн» и «Ура.ру», у нас нет – и вряд ли появится. В печатных СМИ такой большой пропасти нет, уровень примерно равный. Нашего издания эта градация не касается, потому что долгие годы на «КП-Уфа» делалась большая ставка, и редакция у нас изначально сильная. Что может изменить ситуацию? Во-первых, появление такой же сильной экономики, как в Казани и Екатеринбурге. Во-вторых, появление настоящего журфака, потому что сейчас в Уфе его попросту нет. Факультет башкирской филологии и журналистики, при всём уважении, сложно считать таковым».
Рамиль Рахматов, главный редактор газеты Bonus
Главный редактор одного из самых влиятельных республиканских изданий, говоря об уровне уфимской журналистики, ставит её наравне с казанской или даже выше. При этом Рамиль Рахматов говорит, что в освещении сложных тем (заседания правительства по проблемным вопросам, судьба Шиханов) делается систематически силами лишь нескольких изданий.
«По сравнению с Казанью уровень журналистики в Уфе смотрится очень неплохо. Контроль и давление власти на СМИ в обеих республиках сопоставимы, соответственно – и уровень государственных и муниципальных СМИ. Там есть сразу несколько частных изданий, которые претендуют на уровень федеральных: «Идель-реалии» (филиал «Свободы»), «Реальное время» и «Бизнес-онлайн». При этом первое является иностранным СМИ, а остальные связаны с властными финансовыми группировками. Поэтому, несмотря на отсутствие таких СМИ у нас в РБ, мы ничем не хуже, а где-то и лучше Казани, – говорит Рамиль Рахматов. – Но этого никак не скажешь про Екатеринбург. Там сегмент местных СМИ федерального уровня очень развит. Отдельная тема – свердловские телеканалы, там они представлены разнообразным спектром. Общеобластных независимых местных газет там нет. Но в области очень силён сегмент независимых газет малых городов. Соответственно – и сайты этих изданий. От Екатеринбурга мы отстали, но не во всех сегментах безнадёжно. Нам не хватает разнообразного местного телевидения и частных СМИ».
Рамиль Рахманов поднимает ещё одну болезненную для издательского бизнеса вопрос – типография. «С сожалением отметим, что в последние годы в республике деградировало типографское дело. Есть множество небольших типографий с хорошим оборудованием и персоналом, но их мощности по соотношению цена-качество не устраивают большетиражные издания. Издательство «Башкортостан» находится в кризисе. Кроме этого, издательство, находящееся под контролем властей, как показала наша личная практика, не может быть абсолютно надёжным партнером независимых СМИ. Поэтому приходится искать таковых за пределами республики. Как ни странно, для нас печать газеты в Челябинске даже с учётом логистики выгоднее финансово. Есть определённые сложности и с работой «Почты России». Её сотрудники частенько нагло обманывают наших читателей, что на нашу газету нет подписки», – говорит Рамиль Рахматов.
Что касается насыщенности рынка печатными изданиями и падения тиражей – в этом плане Рамиль Рахманов настроен оптимистично. «В нашем сегменте (имею в виду негосударственные СМИ, региональные газеты) мы пока вообще не видим конкурентов – их просто физически нет. Наши конкуренты в плане читателя – это общероссийские СМИ с местной вкладкой. Но «чистых» конкурентов мы не видим. Поэтому в нашем сегменте мы считаем рынок свободным. Но тут возникает вопрос финансовой модели», – говорит Рамиль Рахматов.
Эксперт объясняет, что сокращение тиражей «Бонуса» со 120 000 до 80 000 экземпляров связано не с общей цифровизацией, а исключительно с логистикой распространения. В ближайшие годы редакция не собирается сокращать тиражи газеты, которая распространяется бесплатно, но при этом является доходной.
«Мировая практика последних 2-3 лет показывает, что бумага возвращается. Можете посмотреть американские издания, – в отличие от коллег, на этот счёт Рамиль Рахматов настроен оптимистично. – Касательно сайта, мы изначально ещё с конца нулёвых отдавали себе отчёт, что сайт – это не электронная газета. Поэтому контент, вёрстка всегда отличались. У этих форматов свои возможности, и их надо реализовать. На мой взгляд, сейчас проблем больше даже не у газет на бумаге, а у сайтов. Сайты также проходят ту же стадию, что и газеты несколько лет назад. Тогда мы думали об уходе с бумаги на цифру, а теперь о том, как с десктопа уйти в мобильную версию и отдельные приложения. Вот это более сложный с технической, но не с принципиальной стороны вопрос. Всё решаемо, как и с бумагой. Думаю, будет симбиоз различных вёрсток».
Евгения Минибаева, директор «Коммерсант Башкортостан»
«Издавать газету в 2019 году – это альтруизм с точки зрения бизнеса. И поддержание традиций чтения бумаги с точки зрения развития отрасли. Я росла в среде, где подписка на все периодические издания была нормой. Запах типографской краски для меня с детства понятен и знаком. Местный издательский рынок стареет с его основной читательской аудиторией. Доживает свой век. Дальнейшее его развитие возможно будет либо за счёт государства, либо за счёт инвесторов-олдскульщиков», – так видит рынок Евгения Минибаева.
Печатную журналистику в Башкирии эксперт видит сильной, но отмечает, что на определённых острых судебных процессах бывают только журналисты определённых изданий. «Ситуацию может поменять только рынок. Но поскольку исторически сложившаяся картина в виде 80% государственных СМИ в ближайшее время не будет меняться, то и предпосылок для смены курса местной журналистики я тоже не вижу. Такие истории, как «Школа юного журналиста», очень нужны – они поддерживают веру в романтику профессии. Мне очень приятно видеть 25-летних журналистов, чей вес и уважение среди коллег и читателей растёт с каждым новым репортажем. Что касается сравнения с соседними миллионниками, то с точки зрения патриота своего города оно не в пользу последних. Я работала в трёх сетевых издательских домах, во всех Уфа была в лидерах и по тиражам, и по читателям в онлайне. Но если отвечать с точки зрения простого обывателя, то мне интересны материалы, которые пишут казанские издания о местном рынке. И, может быть, это определённая ниша для местных издателей», – говорит Евгения Минибаева.
Эксперт считает, что издательский рынок в республике наполнен, а плодить ненужные сущности не стоит. «Конечно, отраслевые издания безумно интересны. Но зачем делать буклет «Кройка и шитьё Башкирочка», если «Бурда» всё равно шире и полезнее по содержанию?», – замечает директор регионального «Ъ».
Неизбежное сокращение тиражей и цифровизацию Евгения Минибаева видит логичным и естественным исходом. Сейчас издание публикует онлайн больше материалов, чем офлайн. Но основные аналитические материалы выходят и в диджитале, и в принте.
«Наша аудитория молодеет. К нам присоединяются читатели, занимающиеся сейчас средним бизнесом – им всего по 25, и они интересуются тем, что происходит в экономике региона и крупном бизнесе, основным контентом издания», – отмечает тенденцию Евгения Минибаева.
«Журналистика станет более конкурентоспособной. Пройдут времена гонки публикации – кто первым поставил, того и тапки (трафик). Ценнее будут специалисты и издания, которые могут «копать» в глубину и вести репортажи. Всё отраслевое останется в онлайн формах. Да и деловое, наверно, тоже. Всё ещё будут печататься издания, ориентированные на аудиторию 65+, пенсионеры – одна из платёжеспособных групп населения, ввиду регулярно получаемых пенсий. Также в принте останутся фэшн-издания, но тиражи всё равно будут сокращаться», – таким видит рынок Евгения Минибаева через пять лет.
Галина Ишмухаметова, главный редактор журнала «Уфа»
«Весь прошлый год журналистское сообщество переживало по поводу готовящегося закрытия издательства «Башкортостан» по причине банкротства. И заявление врио главы республики Радия Хабирова о необходимости сохранить издательство было воспринято с воодушевлением и большими надеждами на улучшение ситуации в отрасли, – поднимает важный вопрос Галина Ишмухаметова. – Однако уже продано уникальное оборудование – печатный комплекс «Ротоман», лишивший редакции журналов качественной и быстрой печати. Мне доводилось слышать от менеджеров, что якобы наш рынок перенасыщен производственными мощностями, и частные издательства были заинтересованы в банкротстве ГУП «Башкортостан». Тогда почему же эти частные издательства даже не участвуют в торгах на печать, к примеру, журнала «Уфа»?! Все последние годы тендеры выигрывают печатники из Перми, Воронежа, Кирова, Москвы. Для нас это чрезвычайно неудобно: по условиям торгов журнал нам должен доставляться в течение 3 дней, а мы ждём его 7- 10».
Главный редактор муниципального журнала замечает, что сейчас не то время, когда глянцевые издания особенно востребованы. «Конечно, все коммерческие издания ориентированы на определённую аудиторию, что обеспечивает неплохую маржу. Журнал «Уфа» – общественно-политическое издание, учредителем которого является администрация города. Вместе с тем наш журнал – единственное полноцветное издание с качественным контентом, ориентированным на широкую аудиторию уфимцев. Главный наш посыл к читателям: Уфа – уникальный город, любите, берегите его, знайте историю родных уголков и улочек, – говорит Галина Ишмухаметова. – Золотое время глянца всегда приходится на подъём экономики. Поэтому сегодня не лучшее время для создания новых изданий и получения сверхприбыли от рекламодателей. Но, как показывает мировой опыт, креативные проекты всегда имеют право на жизнь. Локальные бренды – в том числе. Всегда можно найти точки соприкосновения в творчестве».
Переход на «цифру», по мнению эксперта, не подразумевает полный отказа от тиражей.
«Как и книги, качественные журналы и газеты всегда будут востребованы. Конечно, стотысячные тиражи для региональных изданий остались в прошлом, но качественный продукт всегда будет востребован благодарной аудиторией, хотя и в гораздо меньших объёмах тиражей. Наша электронная газета «УФАВЕД» имеет собственный контент и новостную ленту. Лонгриды в ней привлекают достаточно много посетителей, – отмечает Галина Ишмухаметова. – Газету «Уфимские ведомости» читают главным образом люди зрелого возраста. Но мы активно работаем с учительством и школой, чтобы привлечь к чтению детей. Аудитория журнала «Уфа» несколько иная: успешные деловые люди, творческая интеллигенция, молодёжь».
Эксперт считает, что через 5-10 лет количество изданий в Уфе сократится, но в то же время станет больше частных газет.
Элиза Савасина, издатель журнала «Уфа.Собака.ru»
В целом, эксперт настроена более чем оптимистично и считает сегодняшнюю ситуацию прекрасным временем для развития своих изданий.
«Сегодня мы представляем в Уфе единственный журнал в формате лайфстайл. Кроме нашего журнала «Уфа.Собака.ru» и его тематических приложений, мы издаём разные тематические книги: «Путеводитель по Уфе», интерьерную книгу «UfaDesignBook», кулинарные и другие книги, а также корпоративные издания по заказу наших клиентов, специализированные журналы и каталоги. Мы занимаем практически 100% рынка (если не брать специализированные издания, которых в Уфе немного), и в нашем понимании это и есть издательский рынок Уфы», – говорит эксперт.
Элиза Савасина говорит, что аудитория издания не меняется с годами, ведь глянец – это нишевый продукт. «Аудитория, для которой мы работаем сейчас, и аудитория, для которой мы работали 17 лет назад в момент появления глянца в Уфе, не поменялась – это активные люди, предпочитающие высокое качество жизни и стремящиеся к нему. Наш главный месседж – люди, мода и город. Можно по-разному интерпретировать эти понятия: мы пишем о людях, двигающих наш город вперёд, о модных местах и событиях в городе, о моде как таковой», – отмечает эксперт.
Поэтому в редакции настроения оптимистичные. «Сейчас для нас самое золотое время. Глянец видоизменился. Мы больше не позиционируем себя как журнал, мы – мультимедийный проект, состоящий из печатных версий наших изданий, интернет-портала, наших социальных сетей, в частности инстаграм, который работает как отдельное новостное СМИ, и наших мероприятий: премий и отдельных событий. Мы работаем в формате медиахаба, где нашим главным продуктом является актуальный контент, который мы производим ежедневно для всех наших СМИ в огромном масштабе. Если сравнивать нас сейчас и нас десять лет назад, мы увидим огромную разницу: раньше мы делали только печатную версию журнала и сдавали номер раз в месяц, а сейчас у нас сдача каждый день. Весь глянец в мире идёт по одному пути – остаются только абсолютные лидеры, все остальные перестают существовать. И эти лучшие издания становятся абсолютным дистиллятом в море информации. Со страниц нашего журнала мы говорим о том, что на самом деле является лучшим, чему стоит доверять и на что равняться. А ещё глянец обладает силой «канонизации» людей. Это удивительная сила. Только печатное издание может превратить человека в героя, присвоить ему статус культового персонажа и примера для подражания. Никакие сайты и соцсети не обладают этой способностью, – объясняет свою позицию Элиза Савасина. – Прошло уже более трёх лет с тех пор, как мы остались практически единственным глянцем в Уфе. Все мировые процессы сокращения журналов у нас произошли быстро. Сейчас мы ежегодно прирастаем в объёме продаж, и это – главный показатель нашей востребованности и успеха. Рекламодателям очень удобно наличие только одного основного глянцевого журнала в городе: все уфимцы возьмут в руки именно этот журнал, чтобы узнать, что актуального появилось в Уфе, какие самые важные события произошли. А раньше нужно было выбирать между разными изданиями и думать, какой из журналов больше человек посмотрит. В Санкт-Петербурге «Собака.ru» тоже осталась практически единственным изданием и ежегодно прирастает в доходе».
«Вся модная Уфа подписана на нас», – замечает издатель, говоря про инстаграм-канал журнала. Редакция чётко работает с молодой аудиторией издания в диджитал-пространстве, говорит с ней на одном языке.
«Материалов на сайте гораздо больше, чем в печатной версии: контент создаётся двумя редакциями – уфимской и петербургской, и в этом году мы будем наращивать количество уникальных материалов в нашем формате на сайте. Мы работаем в диджитал-пространстве абсолютно в той же динамике, что и весь федеральный глянец».
Мы просим Элизу «погадать на кофейной гуще»: рассказать, каким будет рынок через пять лет? В ответ она рассказывает такую историю: «Несколько дней назад главный редактор журнала «Esquire» Сергей Минаев задал этот вопрос Алёне Долецкой, и она ответила так: «Я не знаю, что будет через неделю. Какие пять лет? У меня есть любимое сравнение. Журналы – это haute couture. Их должно быть меньше и выходить они должны реже, стоить – дороже. Но они останутся символом принадлежности к определённой субкультуре. А издания, которые поглотит интернет – это pret-a-porter. Они будут больше про информацию, меньше про статус. А для всего остального достаточно соцсетей и мессенджеров». И я с ней абсолютно согласна».
Ольга Якупова, директор журнала «Свадьба на Ура!»
Издатель нишевого журнала отмечает тенденцию – в последние годы закрылось множество изданий. И одновременно с оптимизмом смотрит в будущее.
«По моему мнению, у страха глаза велики. В век информатизации можно и нужно искать новые возможности! Конечно, бум глянца поутих, если оглянуться даже на пять-десять лет назад. Те журналы, что выживают в наш непростой цифровой век, становятся более качественными, информативными, стильными... Менее претенциозными и шаблонными, действительно глубоко индивидуальными, креативными, яркими, интересными», – отмечает Ольга.
К цифровизации эксперт относится философски: «Вспомните, как с появлением электронных книг бумажным экземплярам пророчили неминуемую смерть. Но сегодня бумажные книги в цене, как и прежде. Кроме того, все мы понимаем, что печатные издания всегда служили источником качественной, достоверной, проверенной информации. А вот интернет-СМИ, где ставка делается на скорость и сенсацию, зачастую разочаровывают нас качеством подаваемой информации».
Ольга Якупова считает, что называть глянцевые издания нишевым продуктом – это подходить формально. «Мы пишем для определённой аудитории, имеющей конкретные потребности, рассказываем о том, как создаются красивые и стильные свадьбы. Но при этом мы всегда стараемся прыгнуть выше головы. Нам важно не только создать площадку для взаимодействия представителей свадебного рынка и будущих молодожёнов, но и пропагандировать семейные и духовные ценности, – объясняет эксперт. – Наша аудитория – прогрессивно мыслящая молодёжь, будущие молодожёны и их родители. При этом каждый месяц, квартал и год эта аудитория меняется. Приходят новые люди с подобными потребностями, но мыслящие уже несколько иначе. Наша цель – снова и снова изучать свою молодую аудиторию и стремиться понять её».
Большой плюс регионального глянца, по мнению эксперта – это доступность страниц издания для локальных брендов. «Мы изначально ориентировались именно на них – ведь наш журнал родился, вырос и окреп в Уфе. Если говорить о федеральном глянце, то, безусловно, да! Сейчас он активно поддерживает, открывает и продвигает российских дизайнеров, а также небольшие местные бренды. Это тоже во многом придаёт каждому журналу свою перчинку, свой собственный, узнаваемый почерк», – говорит Ольга Якупова.
«Я оптимистично смотрю в будущее, и у меня есть основания полагать, что грядёт новый всплеск на рынке бумажных изданий. И как бы ни развивались технологии, есть ведь ещё и традиции. И есть люди, которые никогда не променяют твёрдый глянец обложки, шелест страниц и запах типографской краски на пиксели», – так видит рынок эксперт в ближайшие годы.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.