Как живется в нашей кумысно-медовой республике веганам?
В отличие от вегетарианцев, веганы полностью отказываются от эксплуатации животных и исключают из еды яйца, молочные продукты и их производные, а также мед.
На этапе поисков настоящих веганов, я успела перелопатить несколько разных тусовок: мне попались всевозможные вегетарианцы, дружные сыроеды, а вот веганов пришлось отлавливать буквально поштучно. И все они оказались стройными энергичными мужчинами!
10 000 рублей в месяц на еду мне всегда хватало
Первым мне посоветовали Якова Садрицкого. О нем говорят «легендарный», так как именно он лет десять назад начал читать лекции о правильном питании, собрав и перезнакомив между собой всех, кто заморачивался по еде в одиночку.
Сейчас тусовки веганов и сыроедов Якову уже не так интересны: «Собираться и говорить только о еде со временем надоедает». Он перешел на вегетарианство 15 лет назад, затем долгое время был сыроедом, и вот полтора года назад вернулся к веганству. Яков в начале разговора предупреждает меня, что иногда нарушает принцип, если его настойчиво угощают выпечкой, в составе которой есть яйца.
«Все зависит от мотивации – для чего ты это делаешь? Если цель устойчивая, то ее реализация не отнимает много сил и энергии. Я изначально отказывался от «убойной» пищи. Веганить не сложно: мне вполне хватает ассортимента наших рынков и супермаркетов. Я до сих пор ем яблоки со своего огорода. Если же говорить о стоимости продуктов, то сыроедом быть дороже – просто потому, что тебе приходится больше есть. А я съедаю «варенку» (вареную пищу), например, тарелку гречки один раз в сутки и все. Могу пару дней посыроедить - сегодня я съел шесть яблок и чай, сегодня я сыроед. При любом раскладе 10 000 рублей в месяц на еду мне всегда хватало на двоих, с учетом сладостей».
Яков воспитывает дочку, ей 12 лет, и она с детства вегетарианка. Став взрослее, она попробовала и мясо, и фастфуд, но сейчас вернулась к вегетарианской диете. Процесс привыкания к новому типу питания для самого Якова был сложным, но сейчас поддержание диеты не требует никаких усилий. По его словам, веганов вполне адекватно воспринимают в кафе и ресторанах города: «Персонал уже знает, кто такие веганы, помогают сориентироваться в меню и могут что-то посоветовать. Конечно, часто мы упираемся в яично-сырную дилемму, но салаты в меню есть всегда. Когда я был сыроедом, я вообще никуда не ходил, зачем - если у меня всегда с собой яблоки?».
Отношения важнее, чем то, что человек ест
Андрею Косоурову 60 лет, и, как любят говорить веганы из мемчиков, чувствует он себя отлично. Он тоже не совсем правильный веган – у семьи Андрея есть пасека, они эксплуатируют пчел и едят мед.
Как и Яков, он вернулся к веганству из сыроедения:«Когда ты сыроед, все воспринимают тебя как сектанта: общество выжимает тебя из среды. Приходишь в гости, а там переполох - ох, мы не знаем, чем вас кормить! Чувствуешь себя белой вороной, проще сказать, мол, я не голодный, вы не волнуйтесь. Ну и если угощают, то неудобно отказывать, поэтому нарушаю диету – то пирожок предложат, то блинчик. Это раньше я был фанатом, а сейчас понимаю, что от еды зависит многое, но не все. Главное - в любой ситуации выбирать добро».
Андрей считает, что 99% продуктов из супермаркета скорее вредны, чем полезны. Поэтому он постоянно экспериментирует со способами приготовления простой еды, ест жмых семян, репу, свеклу, раз в неделю голодает в лечебных целях, придирчиво подбирает воду, которая, по его словами бывает живая (из родника) и мертвая (из крана). Необычным эффектом после изменения диеты стала повышенная чувствительность к запахам:
«Не только вкус становится более тонким. Когда начинаешь сыроедить, то все духи, даже очень приятные, становятся неприятными. Понимаешь, что запахов вокруг становится очень много, это тоже влияет на образ жизни. Меняется круг общения. Веган становится несколько другим, уже сложно находиться в компании пьющих за шашлычком друзей».
Если послушать веганов, то тусовка сыроедов в Уфе это тема для отдельной статьи. Они много общаются, помогают находить и покупать полезные продукты, организуют небольшие магазинчики для своих, а также раз в неделю ходят в баню и празднуют Новый год с таким размахом, что к ним приезжают сыроеды из соседних регионов. Но мы отвлеклись, а день сыроеда 11 июня.
С Андреем мы вспомнили про вегетарианский ресторан «Саттвик», который существовал в Уфе.
«Мне кажется, у ребят была хорошая задумка. Но не было предпринимательского подхода», – считает мой собеседник, – «Это маркетинг, нужно всегда держать нос по ветру, чувствовать покупателя. Выберешь немного не то направление, и все, покупатель уже не идет. Я сужу об этом бизнесе, как предприниматель, я тоже много лет занимался едой и продуктами».
У Андрея есть сын, который тоже пробовал сыроедить, но после знакомства с будущей супругой, перешел на обычный тип питания. Андрей понимает его выбор и одобряет: «Отношения важнее, чем то, что человек ест. Это более высокий уровень понимания и служения друг другу».
Полисорб вместо молока
Третьим стройным мужчиной, выбравшим веганство, стал художник Олег Кайбышев. Он отказался от животной пищи несколько лет назад. «Я начал смотреть видео о том, как содержатся животные. Меня это так ужаснуло, что я понял – не хочу быть причастным к этой индустрии. Это только мой выбор и никак не повлияло на образ жизни моей жены и детей. Я не заморачиваюсь – ем крупы, поливая их растительными маслами – рыжиковым, льняным, кунжутным».
Поскольку Олег веганит недавно, родители еще не теряют надежды из добрых побуждений накормить сына едой животного происхождения, сетуя на то, что сын исхудал. Сам же художник компенсирует недостаток белков спортивным питанием и наборами аминокислот. «Мы с братьями вспоминали, как мы в детстве ели пельмени – они ели начинку, а я всегда выбирал тесто, так что я с детства был готов к веганству», – смеется Олег.
Раньше Олег с друзьями покупали в конце рабочего дня молоко за вредность. «Сейчас приходится обходиться полисорбом». Но он кстати гораздо эффективнее, считает герой. Судя по разговору с Олегом, складывается впечатление, что тема еды настолько редкая в среде художников, что о переходе на вегетарианство даже близкие друзья узнают случайно.
Забота о живых существах побуждает Олега и его друзей к творческим экспериментам: у него много задумок о том, как заставить горожан задуматься о судьбе животных с помощью искусства. Одним из таких проектов может стать граффити в безлюдном подземном переходе в ИНОРСе:
«На входе в переход я хочу написать «На какой стороне ты?», человек задумается – о чем это? А внутри перехода будет идти черта – на одной стене яркие рисунки, где животные в природе, а на противоположной – тусклые, где те же животные на мясокомбинатах, в зоопарках, цирках, клетках. Можно сделать небольшой шаг и выбрать сторону, которая тебе нравится. Мы хотим повесить там камеру, чтобы посчитать, сколько людей изменили направление своего движения и выбрали яркую сторону, это повлияет на то, как этот переход будет выглядеть в будущем. Не знаю, смогут ли люди сами по себе понять, но факт будет в том, что от их выбора будет зависеть то, как меняется мир вокруг на примере этого конкретного отрезка городской среды».