Павел Радзюкевич на стройке шесть дней в неделю: он – начальник строительства Idel` Tower. Корреспондент Likes.ru увидела, как выглядят его будни, и как возводят два самых высоких здания в республике на разных этапах строительства.
Кабинет Павла находится в строительном городке – временном помещении из синих строительных вагончиков, установленных друг над другом. На стенах кабинета висят планы строящихся зданий и календарь с обведёнными кружком «крайними» датами. Начальник говорит, что сидеть ему здесь почти не приходится.
«Наша генподрядная компания делает каркас здания и выполняет каменные работы, а для остального мы нанимаем подрядчиков. Я курирую их работу. Можно сказать, что я тут хозяин», – улыбается мужчина. Таких подрядных организаций, за работой которых следит Павел, около пятидесяти: они занимаются отдельными видами общестроительных, монтажных и специальных строительных работ. Начальник сразу предупреждает, что будет часто отвлекаться на звонки, и обращать на это внимания не стоит.
Не проходит и минуты, как раздаётся звонок. «Ты что, двести тысяч найти не можешь? Давай так: до обеда отправь мне бумаги, а если у тебя всё готово, я сам всё порешаю», – говорит Павел, когда в кабинет входит технический заказчик. Начальник жестом просит его сесть за стол и, не убирая телефон от уха, ориентируется по плану на стене: «Где там нужно кладку поднять?», – шёпотом спрашивает он у заказчика.
Когда между звонками появляется время, Павел меняет кепку на белую каску и идёт на стройплощадку: пешком от строительного городка до неё – меньше минуты, и за это время его несколько раз успевают остановить подрядчики с чертежами, схемами и актами.
Что происходит на площадке?
Каждый день на строительной площадке работает около трёхсот человек. Рабочие трудятся ежедневно по 12 часов, без выходных. Начальник строительства появляется на площадке каждый день, кроме воскресенья. Часто выходных нет совсем.
«Только иногда мы на время переносим какие-то работы, невозможные во время дождя или снега, но и в это время люди переключаются на другие задачи. А вообще работа кипит каждый день: при любых погодных условиях», – говорит мужчина.
Сегодня солнечно, и грязь на площадке почти не пачкает обувь. Павел снова отвлекается на звонок: «Я вас на полчетвёртого вызываю к себе. Надо быть здесь и решать вопрос на месте: прекрасная погода, а вы в офисе сидите!».
Для удобства строительная площадка разбита на секции. Её планы висят в каждом кабинете строительного городка, а на площадке со всех сторон слышится: «Какая секция? 2А, 2Б? Ты мне сначала секцию назови, а потом озвучь проблему». Подрядчики работают в цементной пыли под шум строительной техники. Когда-то на месте высотки с видом на проспект был котлован, а сейчас каждый участок находится на каком-то этапе работ: в первых квартирах уже появились стены и перегородки, где-то ещё укладывают пол, а снаружи начинают делать бордюр.
«Работа больше всего кипит на территории снаружи здания. У нас почти нет места, где бы что-то не делалось. Грубо говоря, каждый метр площадки усеян несколькими подрядчиками: каменщиками, электриками, – загибает пальцы Павел, – и зачастую они друг другу мешают. Из-за того, что мы строим вдоль красной линии, у нас очень стеснённые условия в плане размера строительной площадки». В проезде рядом со зданием сложно разъехаться, и начальнику приходится выходить из машины, чтобы разогнать локальную пробку.
Часть площадки со стороны проспекта контрастирует с той, на которой ещё нет покрытия: тут не так грязно, уже установлены фонари, на земле в рулонах лежит будущий газон, а рабочие подготавливают место для логотипа Idel` Tower. Перед главным входом в здание лежит плитка с человеческий рост.
«Вы таких плиток, наверно, никогда не видели? – интересуется Павел, пробираясь среди стройматериалов. – Их установят на стенах в фойе». Павел описывает, как здание будет выглядеть, когда строительство будет завершено: сейчас в холле пусто, но скоро здесь будет ресепшн и зелёная оранжерея – на голых стенах висят проекты дизайна интерьеров, который увидят будущие жильцы.
Со второго по тридцать первый этажи здания – жилые. Лифт в нём будет работать со скоростью 60 км/ч, а пока подъём рабочих и материалов происходит почти вручную: за это отвечает человек, который по 12 часов в день медленно спускает и поднимает кабину с помощью кнопок. «Вот так, вверх-вниз, вверх-вниз весь день и катаюсь», – говорит мужчина. Иногда он немного промахивается, и лифт останавливается с открытыми дверями где-то между этажей.
На последнем этаже высотки раз в неделю проводятся совещания – по словам Павла, продолжительностью в пять-шесть часов – прямо в пустой квартире за большим столом. «Очередной день мы расписываем с вечера, когда планируем заказ техники: нам нужны самосвал, кран, манипулятор, погрузчик, трактор со щёткой, – перечисляет Павел и отвлекается на сообщение в мессенджере. – У меня тут около двенадцати разных чатов: по отделке, по кровле, по парковке – там задают вопросы, которые можно решить дистанционно».
В какой-то момент на площадке начинают бегать люди около вагончиков: прорвало трубу временного водоснабжения объекта. На повороте трубы из фланца, медленно усиливаясь, начинает бить вода. Павел окрикивает рабочего: «Перекрывайте быстрее задвижку! Чтобы через 30 минут подача была. Замените прокладки», – и показывает на фланец. «Бывает и такое, – пожимает плечами Павел, – не без форс-мажоров. Когда так много рабочих, важно следить за всем, но в первую очередь – за техникой безопасности».
– Я уже ... [подустал], – слышно от рабочих.
Едем с Павлом на другой объект, общаемся, он за рулём.
Жилой комплекс «Символ» – тут строительство пока на начальном этапе: для трёх будущих домов высотой в 21, 25 и 34 этажа сейчас закладывают фундамент. Раньше на этом месте был частный сектор, и двадцать домов ушло под снос. Один из них рабочие оставили себе, организовав в нём прорабскую – теперь в деревянной одноэтажке оформляют технические документы.
Во время обхода стройплощадки Павел интересуется у подрядчиков, как идёт работа.
– Ну как у вас тут дела? Всё спокойно? – обращается он к охраннику. Тот с улыбкой кивает.
Павел говорит, что энергозатратен любой этап строительства, но сейчас здесь происходит самая сложная работа – закладка фундамента здания. У этой площадки большая территория, здесь много крупной строительной техники: автокраны, башенный кран, насос – и поэтому ещё больше шума. Прораб Ринат Рафиков занимается монолитом: «Сейчас мы бетонируем конструкции, и для одной фундаментной плиты таких миксеров, – мужчина показывает на автобетоносмеситель, – нужно 306, и ещё четыре бетононасоса».
В котловане двое мужчин сидят на деревянных стульях и следят за работой огромной машины, заливающей фундамент. Ситуация немного напоминает мне финальную сцену из «Бойцовского клуба».
Ежедневная рутина
Проект Idel` Tower Павел Радзюкевич ведёт с самого начала, но на разных должностях: сначала он был главным инженером и вёл строительство трёх проектов компании, но сейчас решил сосредоточиться именно на небоскрёбе. В здании сейчас проводят в основном отделочные работы, после которых генподрядчик должен получить разрешение Госстройнадзора и других служб для того, чтобы сдать здание в эксплуатацию. Строительство высотки будет завершено в этом году – на год раньше, чем планировалось: «Это возможно, потому что мы задействуем все службы одновременно: как только заканчивается одна работа, сразу начинается другая», – говорит Павел.
По словам начальника строительства, за месяц возводится около трёх этажей: за два дня на этаже заливают пол, затем три-четыре дня работают электрики, ещё неделя уходит на работу штукатуров, неделя – на работу стяжечников и ещё неделя – на отделку. Так одновременно строятся три или четыре этажа. Кроме того, собственники прямо на этапе строительства могут заказать перепланировку помещения: так уже сделали примерно в шестидесяти квартирах.
За заселением жильцов следит единственная встретившаяся нам в этот день на площадке женщина – комендант объекта, Альмира Галикеева: ежедневно первые два часа своей работы она раздаёт ключи от квартир, а в остальное время координирует подрядчиков: «Самое сложное – это наладить работу разных служб, чтобы на такой небольшой территории никто никому не мешал. Примерно через месяц после окончания стройки я передаю ключи владельцам, и ухожу с этого объекта самой последней», – улыбается она.
Дом – как ребенок
На крыше Idel` Tower всего несколько рабочих. Здесь стоят огромные установки кондиционирования здания: «Помню, как поднимали их краном: это было зимой, на улице было где-то минус двадцать», – улыбается начальник строительства. С этого места открывается панорамный вид на город: с крыши отчётливо видны здания, крупные дороги и лесопосадки, а Павел ищет засел ённые жилые комплексы своей компании. Он находит их взглядом и показывает пальцем, перечисляя названия.
Павел почти не говорит про себя: он много объясняет про разные этапы строительства. Когда рассказывает, как будут выглядеть секции по окончании работ, у него загораются глаза.
«Знаете, дом – это такой ребёнок. Он похож на большой организм, в котором всё связано. Строительство дома – это очень интересный и увлекательный процесс», – он улыбается.