Несколько дней назад уфимский театр кукол впервые показал спектакль «Мустай Карим. Близкий горизонт». Постановка оказалась совсем не детской: авторы сплели жизнь народного поэта с его книгами и передали через сложный визуальный ряд. Но только таким – плотным, архитектурно выверенным и нежным – и мог быть рассказ о человеке, долгие десятилетия являвшимся душой и лицом Башкирии.
70 минут про 86 лет
Постановку театра кукол готовили к предстоящему столетнему юбилею Мустая Карима, но по счастливому совпадению она вышла еще и в год активных обсуждений туристического бренда республики. Почему по «счастливому»? Удивительным образом этот короткий, всего на час с лишним спектакль показал, как регион может рассказывать о важных для себя фигурах, а значит, и о себе самом. Принцип звучит почти по Элизабет Гилберт: «Знать, делиться, любить».
И первый элемент здесь – «знать». Драматург Владимир Аношкин и режиссер Альберт Имамутдинов действительно изучили жизнь поэта от и до. Консультантом авторов была Шаура Гильманова, собиравшая государственный аудио- и видеоархив о Мустае Кариме и много общавшаяся с ним лично. Как итог камерное пространство одноактного спектакля вместило и основные вехи жизни Мустафы Сафича, и его главные книги и строки, и историю страны в ХХ веке, и башкирские и советские мифологемы.
Во время просмотра кажется, что информации в спектакле избыточно много: взаимоотношения в семье маленького Мустафы перетекают в легенду о судьбе поэта, смерть друга детства – в рождение драмы «Не бросай огонь, Прометей!», кадры кинохроники сменяются стихотворными строками… Даже тем, кто читал «Долгое-долгое детство» и слышал «Эту песню мать мне пела», становится страшно упустить какие-то детали, не понять, не успеть. Но после спектакля осознаешь, что все сделано верно, богатой судьбе – богатое воплощение. Зачем играть в поддавки и убирать какие-то элементы для легкости восприятия? В конце концов, чтобы рассмотреть детали, можно прийти на спектакль еще раз.
Синтез театров, синтез искусств
Вторая часть брендинга – «делиться», найти язык и форму подачи, которые привлекут зрителя. Создатели «Мустая Карима» посвятили оттачиванию формы год, хотя обычно работа над спектаклем занимает несколько месяцев. В итоге художники Аниса Туманшина и Ильнур Слявчин, хореограф Светлана Аюпова и художник по визуальным эффектам Урал Махиянов воплотили инженерию человеческой души в синтезе драматического театра, театра кукол и пластического театра.
Взаимоотношения с постановкой начинаются еще до просмотра. Сперва предвкушаешь что-то необычное для Уфы и для театра кукол: маркировка «12+», жанр спектакля-портрета, трейлер с щемящей башкирской колыбельной, прошедший по соцсетям. После премьеры понимаешь, что увидел даже больше, чем ожидал. Меняются куклы, которые изображают Мустая Карима в детстве: тряпичный пупс, двухмерная, трехмерная фигура. На смену им приходит актер в маске. Нежным узором выстраиваются уфимские домики в специально снятой мультипликации. С газетной страницы читают стихи и шутят молодые башкирские поэты. Птицами взлетают в руках артистов листы белой бумаги. Плывет над всеми фигура Старшей матери, главная в жизни Мустафы.
После спектакля погружение в жизнь поэта не завершается. Мечтаешь не забыть стихотворение, слова из которого вынесены в заглавие? Вот буклетик с ним. Хочешь чуть больше узнать о судьбе Мустая Карима? В фойе уже ждет выставка его личных вещей. Вот он улыбается с дружеского шаржа, вот позирует с Чингизом Айтматовым и Расулом Гамзатовым для фото, вот его печатная машинка.
Конечно, все это (поездки на родину поэта в Кляшево для съемок трейлера, видеопроекционное полотно для показа кинохроники и анимации, тысяча других технических моментов) требует вложений. Средства были: спектакль создавался на дотации проекта «Театры – детям» одной из политических партий страны. И какое же удовольствие смотреть на то, что может делать уфимский театр, не ограничивая себя в расходах.
Радость нашего дома
Наконец, третий элемент в продвижении бренда – любовь к нему. Авторам спектакля не нужно было придумывать фигуру Мустая Карима, расширять, искать дополнительные смыслы и искусственно внушать это чувство зрителям.
Его пьесы идут в театрах республики (навскидку «Луна и листопад» в Русдраме, «Прометей» в Башдраме, «Радость нашего дома» в Молодежном), и шли бы даже в отрыве от юбилея. Его именем может быть назван уфимский аэропорт (и вот правда, хорошо, если это будет имя писателя). Его стихи, хотя бы хрестоматийный «Не русский я, но россиянин», на слуху даже у тех, кто совсем далек от лирики. В «Близком горизонте» концентрированно и уважительно отразились те эмоции, которые в той или иной мере уже есть в нас. Неслучайно, наверное, прослезилась присутствующая на премьере дочь Мустафы Сафича Альфия Каримова.
Вот такая «Терра Литература». И ведь правда работает: хочется и спектакль еще раз увидеть, и порекомендовать его тем, кто оценит, и стихи Мустая Карима перечитать. К слову, если все постановки и фильмы к столетию поэта будут на таком уровне, мы с вами большие счастливчики.