Раис Габитов самый крутой игротехник Уфы, хотя отрицает это. Его квесты стали городской легендой. Мы решили узнать у их создателя, что в них такого, что заставляет интеллигентных людей бродить по городу с безумными глазами, выкрикивая названия известных брендов.
1. Правильная идея игры необходима, чтобы «продать» квест. Идею всегда можно выделить из продукции компании или её истории. Однажды для компании, продающей сим-карты, я придумал приключение человека, который купил симку, принадлежавшую ранее шпиону. И, когда он вставил её в телефон, ему пришла смс, с которой начались его приключения. Для Сбербанка я придумал исторический квест, в котором участники вернулись на 175 лет назад и встретились с Кристофари, первым вкладчиком Сбербанка.
Ксения Баранова, руководитель проекта YOUFA.ru: «Нужно отдать должное организаторам, они переплели историю Сбера с историей Уфы, и, в частности, со знаменитыми художниками, здесь проживавшими. Например, одним из заданий было найти в музее Нестерова картину, написанную неким художником, которая была создана им во время его наблюдений из окон собственного дома. Сейчас это одна из самых главных улиц Уфы. Конечно, знатокам уфимской истории известно, что речь о самом Нестерове и что его дом находился напротив того места, где сейчас расположен Гостиный Двор. Так что нам оставалось лишь найти картину с видом на старинные торговые ряды.
Это круто, когда, выполняя задания квеста, ты можешь узнать какую-то новую, интересную для себя информацию. Ну и мне осталось лишь раскрыть секрет успеха нашей команды: здесь всё просто и прозаично – подготовка. Девочки изучали историю Сбербанка, мальчики освежали в памяти историю Уфы. Конечно, одних знаний исторических фактов в квестах недостаточно, ведь есть куча заданий на скорость, фантазию, внимательность, но подготовка к квесту всегда даёт больше шансов на победу».
2. Правильное название и дизайн. Корпоративная игра – не только развлечение, у неё все должно быть пронизано брендом. «ТриДжинн» – для продвижения мобильного интернета, «СберквестЪ» – про историю банка, «Dolce vita» – для международной компании, выпускающей шоколад.
3. Правильные задания. Абсолютно любая продукция или сервис компании может стать заданием. Есть банкоматы – у них есть индивидуальный код. Инкассация – пусть считают и сдают монеты.
Руслан Рахимов, главный редактор телеканала РБК-Уфа: «#Сберквестъ показался самой лёгкой из игр, в которых я участвовал. Мы уверенно с самого начала шли вторыми за командой Ильдара Ахмадеева. Впрочем, это не вызывало удивления, потому что он опытный игрок. Легко и просто взяли все этапы. На одном из уровней выяснилось, что один из игроков забыл в своей машине «сберкнижку Кристофари», на другом забежали в ближайший банкомат, но оказалось, что ближайший – это другой. При счёте монет в Сбербанке тоже закралась какая-то ошибка.
У нас – 103 рубля и 60 копеек, у оргов – 101 рубль и 80 копеек. В общем, потеряли драгоценные баллы и, в итоге, оказались на последнем месте. Было обидно, но нас утешили тем, что призы у всех одинаковые. Финишировали в новом заведении «Азык-тулек» и утешились вкусной едой. Уверен, что наша команда всё равно была самой классной. Раис – молодец, Сбербанк – красавчики. В следующий раз победим обязательно».
4. Правильная структура. Необходимы разные типы заданий: чтобы подумать головой, чтобы побегать ногами, чтобы поискать глазами и сделать что-то необычное: например, переодеться в старинные костюмы или петь за деньги на улице. В игре должна быть динамика, задания должны переключаться, словно в калейдоскопе. Здесь такие же законы, как и у художественного рассказа – завязка, кульминация, развязка, хэппи-энд.
Павел Степанов, генеральный директор ООО «РуфМетиз»: «Я, да и многие ребята, узнали, например, кто был первым вкладчиком «Сберегательных касс». По ходу игры ты открываешь «Википедию», проходишь там по ссылкам и, тем самым, хочешь - не хочешь, узнаёшь много интересного про сам бренд. Я думаю, такие квесты были полезны для самих сотрудников банка. И отдельное спасибо нашим Пилотам. Я так понял, это были личные водители топов правления. Даже под нашим натиском борьбы за первое место они очень грамотно вели автомобили, не превышая скорость, и просили всех пристёгиваться. Второе место наша команда заняла, кстати».
5. Правильные детали. Мелочи. Артефакты, которые сделаны или куплены специально для игры. Уговорить настоящих бомжей, чтобы играли себя, а не нанять актёров, которые играют бомжей. Купить патефон с грампластинками и спрятать его в пещеру. Достать настоящие новенькие купюры СССР. Иногда это составляет существенную часть бюджета, но игра стоит канделябров.
6. Правильные команды. Команд, которые соревнуются между собой, не должно быть слишком мало (не меньше трёх) или слишком много (больше десяти). В идеале в каждой команде должны быть разные типы игроков – «лидер», «мозг», «красотка», «спортсмен», «клоун». Они могут сочетаться. Как замечено на примере профессиональных команд, «пять героев» проигрывает команде «четыре героя и одна девушка».
Олеся Вильданова: «Музей Тюлькина, который мы посетили в ходе заданий… К стыду своему, я даже не была там ни разу. Теперь есть повод сходить, потому что в гонке за победой толком ничего не разглядела! Момент, который слегка напряг – это, как ни странно, подсчитывание и последующее пересчитывание денег. Их было так много, что под конец я устала (наверно, потому что они не свои всё-таки были). Что помогло выиграть? Тут есть две версии. Первая – быстро бегали от задания к заданию, вторая – нас все-таки было не четверо, а пятеро. Один из победителей уже совсем скоро родится».
7. Правильное награждение. Игра должна закончиться фуршетом или посиделками в кафе/ресторане, где можно перекусить, выпить шампанского за победу и обменяться эмоциями. Здесь награждают победителей и утешают проигравших. Здесь бойцы вспоминают прошедшие часы. Здесь устанавливают полезные связи.
Юля Инамора, блогер: «Я раньше никогда не играла в Encounter, поэтому, когда Раис пригласил меня поучаствовать, я немедленно согласилась. Честно пыталась разгадывать загадки, но товарищи по команде меня всегда опережали, потому что знают город гораздо лучше меня, а загадки были, в основном, связаны с опознаванием мест. Мы рассчитывали на первое место, но наша команда не победила. Хотя, на самом деле, это не имело никакого значения, ведь главное – не победа, а весёлое времяпрепровождение, которое завершилось посиделками в новом ресторане «Азык-Тулек».
Я сделал штук 200 или больше игр. Но самый крутой комплимент сделала мне журналистка из одного из городов России, где я проводил игру (на задании она залезла на трубу котельной и завоевала для своей команды первое место). Она нашла меня и написала «В Контакте» через три года: «Мне 35 лет, и это было одно из самых крутых приключений в моей жизни. Show must go on!».
Фото: Дим Тулунгужин, Юлия Ковшова