arrow-right-thickkeyboard-right-arrow-buttonkeyboard-right-arrow-buttonGroup Copy 6keyboard-right-arrow-button copy 6arrowright-arrow copyGroup 7Group 8Group 3Combined Shapefairgroundfairgrounddostoprimechatlnostdostoprimechatlnost copybarbar copycafe copydrink90 copycinema copycinema copy 2circus copycircus copy 2clubclub copyconsertconsert copygraduate-capgraduate-capvistavkavistavka copyfestovalfestoval copyfitnesfitnes copyforumforum copydicedicehairsalon copyhairsalon copy 2hotelhotel copykaraoke copykaraoke copy 2gamegamelectionlection copyartistic19artistic19 copyopening copyopening copy 2naturenatureparkparkspektaklspektakl copyplaceplace copypresentationpresentation copyrestaurant copyrestaurant copy 2katok copykatok copy 2shop copyshop copy 2spaspa copypodiumpodiumstadium copystadium copy 2theatertheater copyticketstickets+ copy 3ShapeGroup 6Group 6Oval 1 + Line CopyCombined ShapelikeGroupGroup 11FacebookGroup 10Group CopyGroup 2like copyline-chartplaceholder4 copyShapeCombined ShapeCombined ShapeGroupodnoklassniki-logo copy 2Group 2comment_activepencilTriangleGroup 15+birthday-cakeGroup 15Group 3Group 11ShapeGroup 10male-and-femalecomment-black-oval-bubble-shapeGroup 4Group 9Group 13Fill 1work-briefcaseGroup 4Group 3Group 11 CopyShape Copy 2Facebook Copy 2share-2odnoklassniki-logo copy 2Group 2Combined ShapeShape Copy 3XMLID_807_ Copy 2Combined Shape Copy 3Group 4Group 4Group 2 Copy 2StartelegramGroup 9Shape Copy 3ShapeOval 250 + eyeglasses24 CopyShapeviberviews_icon copyGroup 12XMLID_807_Combined Shape Copy 3wikipedia-logo
Читать полностью
Обзор
18 СЕНТЯБРЯ
937
Воскресный плей-лист от Владлена Окунева
Автор:

Владлен Окунев

Это не самый типичный текст для нашего сайта. В редакции даже бродили мнения, что его надо полностью переписать. Однако было решено оставить его стилистически нетронутым, поскольку подборка от Владлена Окунева, как с музыкальной, так и с филологической точки зрения - это точный, идеальный срез целой субкультуры, который интересно рассматривать хотя бы с исследовательской точки зрения. Мы видим в этой подборке настоящую поэзию городских джунглей, парней с соседнего двора и ритмов, которые на срезе веков раздавались из потрепанных бумбоксов.

В 95-м друг принёс кассету: «Послушай, сейчас во всех киосках играет». На синей обложке смешной парень.  Мистер Малой – лучший рэпер в мире. Ну, если лучший в мире, то, конечно, надо «заценить». Я послушал, но ничего не понял из того, что пел этот Мистер. Что-то типа «Рексу не груби», «налей не свети» и прочие «Озерки». К моему счастью, на внутреннем развороте кассеты оказался словарик, из которого я узнал, что такое «Гандубас», «Люся» и «Фёдор».  Правда, что такое «рэпер», я тогда так и не понял. Но Мистеру Малому всё равно спасибо за просвещение.

В 96-м друг принёс кассету: «Классно поёт, а музыка ещё лучше». На обложке не было рисунков. Было написано только «Scooter'96».  Я послушал, и мне понравилось. Солист пел мало, в основном, громко кричал под быструю музыку. Лучшая песня с альбома называлась «Let me be your Valentine». Потом я услышал её на дискотеке, и мне сказали, что это рэйв. Так я стал рэйвером. 

В конце 96-го я, как было сказано выше, стал рейвером. Патриотическая душа требовала отечественную группу, которая бы играла рейв, но пела на русском языке. Хорошо, что друг принёс кассету Basf 90min – «Русский рэйв-96». На второй стороне была обнаружена песня, которую я нежно полюбил, а текст потом записал в блокнот и выучил. Это была группа Радиотранс и песня «Космонавт». Помню, я её ставил для всех рейверов нашего дома с лоджии 5-го этажа, пока соседи не пришли.

Весной 97-го друг принес кассету, на обложке которой был мужик с накрашенными глазами и красными волосами на голове, выстриженными в виде двух рогов. Странный мужик показывал язык. «Поёт не очень, а музыка классная»,  – сказал мой друг.  Альбом назывался «Breathe», а странный певец – Prodigy. Я послушал, и мне понравились все песни, кроме «Breathe», потому что у певца, и правда, был противный голос. Друг объяснил, что это «брейк-бит». Этот «брейк-бит» я забрал в деревню и слушал всё лето.  Полюбил и песню «Breathe», и голос мужика с обложки, и самого мужика. Когда я вернулся из деревни, Prodigy выпустили «The Fat Of The Land», и почему-то их полюбили все мои друзья, а кассеты стали продаваться во всех киосках. 1-го сентября я пошел в школу. На обложке тетради по литературе красовался мужик с накрашенными глазами и красными волосами на голове – певец Кит Флинт.

В 98-м я знал всё о группе Prodigy. Они были везде – на футболках, толстовках, банданах (а вы носили бандану?). Мой друг на уроке музыки написал реферат на тему «Prodigy в музыкальной культуре XX века» и получил за него «5». Я написал реферат о Шостаковиче и получил четверку. Prodigy выигрывали по всем параметрам. Но нужна была альтернатива. Слава Рейву, появились эти два брата – Чемикал Бразерс. Или Кемикал? Они делали настоящий брейк-бит.  Без дурацкого вокала. Гении электроники. А альбом, который впервые появился в моём магнитофоне, назывался «Dig Your Own Hole». Химические Братья - Проковыряй свою собственную дырку. Крутое название, не так ли?

В начале 99-го я ездил за кассетами в Сипайлово. А друг ездил за кассетами в Дом Актёра. Потом мы возвращались и смотрели, кто что купил. Я купил новый альбом Fat Boy Slim – «You've Come a Long Way, Baby». Мы послушали и поняли, что это круто. Во-первых, это был особенно быстрый брейк-бит. К тому же, как потом выяснилось, это был «биг-бит», а, во-вторых, там Фэтбой Слим в небесах трахался. Они потом вместе с Prodigy ещё долго трахались на всех школьных дискотеках, пока друг не показал, что именно он купил в Доме Актёра.

 В 99-м друг принёс кассету, которую я сразу переписал в двух экземплярах: один – чтобы давать слушать другим друзьям, а другой – чтобы слушать самому в Walkman. Он купил её в Доме Актера вместе с Hardknox – «Fire like this», Aphrodite, Goon – «Mental Reflex» и прочим брейк-битом.  Но эта кассета затмевала все вышеперечисленные по всем параметрам: во-первых, там негры пели африканские песни под биг-бит, во-вторых, там диджеи делали скрэтч на пластинках, а, в-третьих, под эту музыку очень удобно было «делать черепаху на руке». Это были Freestylers – «We Rock Hard», культовый альбом, первый и лучший.

В 2000-м один пацан в широких штанах заявил, что умеет делать технично черепаху на руке. Почему-то ему все поверили и начали тоже носить широкие штаны. А осенью этот пацан приехал в Уфу вместе с Дельфином (Андреем Лысиковым) на совместный концерт в ДК Синтезспирт.  Странно, что на концерте оказалось гораздо больше фанатов Дельфина, которые не поверили пацану в широких штанах и спросили про «черепаху». Выяснилось, что черепаху на руке пацан делает нетехнично. В итоге ему начали тыкать факи из зала и скандировать: «Децл-лох!». И я там был и тыкал факи. А Дельфину все радовались. Да, кстати, альбом Дельфина «Глубина Резкости» был очень крутым. И альбом Децла «Кто ты?!» был тоже вполне крутым. Просто ребёнка обидеть каждый может. 

Все стали слушать хип-хоп и танцевать брейк-данс. А я увлёкся диджеингом. Только не тем диджеингом, когда модные парни за пультом крутят с понтом дела регулятор громкости, а настоящим, когда водишь пластинку туда-сюда, и получается scratch.  На английском лейбле Ninja Tune круче всех это делали основатели лейбла Мэтт Блэк и Джонатан Морр в дуэте ColdCut, а также наш бывший соотечественник Dj Vadim. Лучшим альбомом Coldcut был «Let us play», выпущенный ещё в 97-м, который позже был заслушан до дыр, а в 2000-м я впервые услышал альбом Dj Vadim «Life from the Other Side». В последнем были абстрактный хип-хоп, скрэтчи, мрачные биты и даже уроки русского языка.  В паре песен Dj Vadim пилил пластинки с особой жестокостью и цинизмом.  Я был счастлив, но хотел ещё больше скретча. Ещё больше скретча!

В 2000-м на остановке «Центральный рынок» располагался магазин «Фуджи». В магазине продавали лицензионные кассеты в стиле «хип-хоп» по 30р. штука. Туда я отправился в поисках скретча. Как сейчас помню ту зиму, когда приобрёл эту кассету. На её обложке красовался чувак в панаме и с бородой. Рядом надпись гласила: Dj 108 – «А Вот Так?!» Продавец сказал, что это лучший хип-хоп скретч микс для брейк-данса. Представляете сочетание? Хипхоп брейк скретч микс. Я достал деньги из носка и отдал их продавцу, а продавец отдал мне кассету. Она была хорошо запечатана. В троллейбусе N2 по пути домой я её распаковал. Внутри разворота была надпись: «Пилите всё, что пилится. Сводите, что не сводится». Альбом «А Вот Так?!» стал большим событием и эталоном для всех российских хип-хоп диджеев. Дядька Стовосьмой действительно пилил все подряд: детские сказки под ломаные биты, американских рэперов под «Бременских музыкантов», он даже научил читать рэп Винни Пуха. А кто научил читать рэп Мистера Малого в 95-м, я так и не узнал. Скоро выясню.