В экспозиции — сорок три произведения французских и русских художников из собрания известного московского коллекционера и инициатора многочисленных культурных проектов Инны Баженовой.
Впервые выставка была опубликована зимой 2016 года на выставочных площадях культурного фонда INARTIBUS в Москве, основателем которого также является Инна Баженова. В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова демонстрируется второй вариант выставки, созданной фондом, — более компактный и энергичный. Выставка посвящена интернациональным взаимосвязям в искусстве, в первую очередь, французской и русской живописных школ, имеющих, как известно, многолетнюю достойную историю.
Произведения Жоржа Сёра и Одилона Редона, Альбера Марке и Мориса Утрилло, Петра Кончаловского и Владимира Лебедева, Анатолия Зверева и Владимира Вейсберга из собрания Инны Баженовой — частые экспонаты российских и зарубежных музейных выставок.
Инна Баженова говорит: «Для меня одинаково важны и отечественная, и мировая художественная практика. В искусстве мне интересны все точки схода: взаимовлияния, желание учиться у соседей, обмен информацией. Деятельность фонда — это отражение моего отношения к искусству как к огромному, сложному, вечно живому общемировому процессу. Визуальный язык для всех един, он понятен без перевода. Искусство — это пространство, в котором легче всего договориться».
Живописный камертон выставки — пленэрный этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлёре». Это произведение недавно экспонировалось на крупнейшей ретроспективной выставке Сёра в музее Крёллер-Мюллер в Нидерландах. Важно отметить, что произведения Сёра не представлены в российских музеях, что делает экспонирование его произведения в Нестеровском музее в Уфе событием.
Монмартр Мориса Утрилло перекликается с московскими городскими пейзажами, а разные варианты «сезаннизма» представлены работами Андре Дерена, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Петра Кончаловского, Александра Шевченко и даже знаменитого соцреалиста Георгия Ряжского. Французский и русский подходы к экспрессионизму демонстрируют работы Жоржа Руо и Александра Древина.
Важнейшая составляющая выставки — два произведения Михаила Нестерова, основателя художественного музея в Уфе: это парные эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве, известные как «Благовещение» (1892). Нестеров, относящийся к другой ветви русского искусства, не укладывается в русско-французскую концепцию выставки, хотя в ранний период своего творчества испытывал мощное влияние искусства выдающегося французского живописца-символиста Пюви де Шаванна. Его произведения в экспозиции — ещё и дань уважения организаторов выставки музею, созданному великим уфимцем и носящему его имя, музею, который в 2019 году будет отмечать 100-летие со дня своего основания, а в 2020-м — 100-летие со дня своего открытия, — по праву считаясь старейшим музеем России.
Изобразительное наследие «отца российского футуризма» Давида Бурлюка, сыгравшего неоценимую роль в процессе формирования профессионального изобразительного искусства Башкортостана и известного крупнейшей коллекцией живописи, хранящейся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, также представлено на выставке и с той же благородной целью её организаторов поздравить музей с грядущими юбилеями.
Немаловажное значение организаторы выставки придают и такому важнейшему в истории Российского государства юбилею как 100-летие со дня образования Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики — первой автономии в составе РСФСР.
Таким образом, организаторы выставки горды представить в Уфе выставку, которая открывает выставочный проект, связанный с историческими для истории и культуры Башкортостана и России юбилейными событиями.
В период работы выставки посетители смогут прослушать тематические экскурсии и концерты, посмотреть кинофильмы.
Проект реализуется по инициативе и финансовом участии Фонда поддержки и развития детского образования Минзали Ишмуратовой.
Справка:
Инна Баженова — коллекционер, меценат, основатель фонда INARTIBUS, издатель международной сети The Art Newspaper, учредитель ежегодной премии The Art Newspaper Russia и фестиваля фильмов об искусстве The ART Newspaper Russia FILMFESTIVAL.
Фонд IN ARTIBUS — некоммерческая организация, поддерживающая исследования в области классического искусства с 2014 года. Основные направления деятельности фонда — организация выставок в сотрудничестве с музеями, культурными фондами и частными коллекциями в России и за рубежом; издательская программа, включающая в себя каталоги выставок, монографии, сборники статей и серию «Антология искусствознания ХХ века»; организация и проведение научных конференций, поддержка международных культурных инициатив.
Выставки, организованные фондом IN ARTIBUS
«Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери» в рамках XIV Архитектурной биеннале в Венеции (2014); «Владимир Вейсберг», «Борис Касаткин», «Поздний Машков» — выставки из проекта, посвящённого московской школе живописи (совместно с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и региональными музеями России); «Я хотел работать в манере Калло»; «Михаил Рогинский. Прощание с “Розовым забором”»; «Вдохновлённые Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге» (совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Российской государственной библиотекой); «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» (совместно с Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева); «Архив Харджиева» (выставка и издание трёх томов из собрания Н.И. Харджиева в сотрудничестве с Российским государственным архивом литературы и искусства); «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио».
Фонд поддержки и развития детского образования Минзали Ишмуратовой — некоммерческая организация, реализующая проекты в сфере искусства, образования и спорта в Республике Башкортостан. Фонд учреждён с целью сделать высококачественное образование доступным для каждого ребёнка независимо от материального положения его семьи или места проживания.
Газета The Art Newspaper Russia — часть самой компетентной в мире информационной сети в сфере искусства, единственное в России интернациональное издание, посвящённое искусству. Тираж — 70 000 экземпляров. Цель газеты — включить русскоязычную аудиторию в мировой художественный контекст, помочь интеграции российского искусства в глобальную арт-систему. Корреспонденты из 30 стран снабжают новостями и репортажами редакции в Афинах, Гонконге, Лондоне, Москве, Нью-Йорке, Париже, Пекине и Турине.
развернуть