Этно-джазовый ансамбль Олега Киреева.
Олег Киреев – известный и разносторонний саксофонист, в российском джазе он является едва ли не единственным покровителем такого музыкального направления, как этно-джаз. С помощью своего творчества он неутомимо пропагандирует уже два десятилетия эту оригинальную и разностилевую музыку, экспериментируя в области этно-джаз-рока.
Основанный Олегом в 1986 году джаз-бэнд «Орлан», покорил Советский Союз своей неординарностью, дебютировав на фестивале в Куйбышеве. Обращение и интерес к фольклорной музыке не случайны, ведь, родившись в Башкирии, Олег и весь состав его квинтета были с детства покорены богатством звучания национальных инструментов – кубыза и курая, вдохновлены невероятным воздействием древнего горлового пения, присутствующего в традициях буддийских народов, живущих по соседству.
Этническая музыка, рассказывающая о бескрайних просторах, корневым образом обращающаяся к глубинам человеческого существа, бесподобно и живо сливалась с импровизационным свободным естеством джаза. В музыкальном раже, развивая идеи синтеза, программы «Орлана» могли включать и аранжировки мелодий The Beatles, и собственные композиции участников ансамбля. Став народным коллективом Башкирии в 1988 году, музыканты выпустили свой первый релиз «Башкирские легенды» в 1989 на звукозаписывающем лейбле «Мелодия», одновременно успешно выступая на отечественных фестивалях по всей стране.
Гастроли в Польше в 1991 году стали последними выступлениями для джаз-группы, пока в 2011 году «Орлан» не собрался вновь. После стольких лет костяк воссоединился во время музыкального фестиваля в Уфе.
Название нового альбома «Башкирский караван», разумеется, апеллирует к знатокам музыки, связывая эту работу с традиционным джазом. Тем не менее, прямого цитирования или знакомых мелодий там не найти. Но можно обнаружить плавящийся джаз в котле этнической музыки, – то есть буйство и динамику того, что принято называть фьюжн. Особенно главная композиция «Башкирский караван» как будто становится магическим миражом, видением, гипнотизируя слушателя своей восточной задумчивой темой и горловым пением Киреева и разворачивая музыкальное полотно из неожиданно сплетающихся звуков саксофона и трубы.
Вслед, не сбавляя оборотов, «Татарский танец» со своей веселой мелодией и авангардным звучанием Олега предстает перед слушателем во всей красе и победоносности безоговорочного хита. Два трека, написанные Рустемом Галиуллиным («Салават» и «Куваш купере») – отличаются от всех остальных – здесь фанк прорывается в партии трубы, творя неудержимые и гибкие музыкальные пируэты.
развернуть