К концу зимы вынырнув из спячки, я вспомнила о своей давней традиции уезжать на некоторое расстояние от Казани. Елабуга, Йошкар-Ола, Чебоксары хороши летом, зимой – горнолыжка и… В поисках этого «и» мы нашли себя ранним субботним утром в казанском аэропорту в ходе регистрации на рейс в Сочи.
Самолёт был полон, шумен и воплощал ужас бортпроводников чартерного рейса Тагил – Шарм-эль-Шейх. Семьи с детьми, парочки и бодрые пенсионеры выходили из дверей аэропорта Сочи спустя ещё пару часов. Мы шагали за ними. Некоторые были удивлены, что Сочи нас не встретил солнцем. Ребята, не сетующие на погоду, были в горнолыжных костюмах и старательно высматривали горы.
Первое испытание, с которым мы столкнулись на новой земле – фантастически запутанная, продуманная и недодуманная, посланная в наказание всем туристам транспортная система Сочи-Адлер-Красная Поляна. В неравной борьбе с таксистами мы потеряли половину прибывших с нами. Спустя 20 минут нас ждала награда за стойкость в виде подходящего нам по номеру автобуса, который… пришёл не на ту остановку. Под насмешки таксистов мы потеряли ещё несколько групп туристов, прежде чем выехать в сторону нашего отеля в Адлере.
Система отелей в Сочи любопытная: это не отдельные здания, а целые кварталы, похожие на казанские жилые комплексы разной степени оснащённости. Мы остановились в «Сочи Парк Отеле», целиком ориентированном на летний отдых: и близостью к Сочи Парку, полному аттракционов, и бассейнами с лежаками на территории, и пятиминутной дорогой до пляжа, которую мы решили разведать в первую очередь.
Зимнее море прекрасно. Как и летнее, осеннее, да и море вообще.
Солнце быстро высушило гальку на пляже и прогрело набережную. Выйдя с утра в пуховике, к полудню я осталась в рубашке и мучительно ползла вдоль набережной, нацелившись на Большой Сочи. Примерно через час с лишним мы осознали, что дорога эта бесконечная, а виды однотипные – отельные кварталы, туристические магазины и кафе, преимущественно закрытые не в сезон. И повернули в сторону Абхазии, которая оказалась ближе, чем ожидалось.
Нейтральная зона на границе мне запомнилась длинным мостом, на котором растянулась цепочка машин и струилась цепочка людей. Запомнилась невероятным ощущением свободы, напополам с ненужностью. И отменным Duty Free!
Потратив на это открытие остаток первого дня, мы решили отложить знакомство с маленькой, но гордой страной до завтра.
Самый популярный туристический маршрут в Абхазии – к озеру Рица. Зимой он целиком переходит в руки турагентств, трансформируется в индивидуальный джиппинг-тур (ибо туристов мало, в горах, кроме достопримечательностей, ничего нет, автобусов и автостопа с местными, как следствие, тоже нет) и выглядит так:
🔹Гагры
🔹Куча мелких скучных водопадиков с легендами
🔹Горные реки с легендами
🔹Дегустация вина/чачи/сыров/мёда
🔹Спор о том, что дорога к Гегскому водопаду открыта (я гуглила!), а не обвалилась и одновременно заледенела «как раз накануне»
🔹Долгий и мучительный подъём к водопаду и спуск. Даже сидя в машине. Даже становится понятным нежелание гида туда ехать!
🔹Проезд через Юпшарский каньон к главной достопримечательности тура – Рице (с легендами).
Гегский водопад покорил моё сердце. Холодный, зимний и очень мокрый. Да, мне хватило ума подойти к нему вплотную и за минуту вымокнуть до нитки.
Юпшарские ворота – самое узкое место Юпшарского ущелья. В народе – Каменный мешок. Можете не записывать и не сохранять: если вы поедете к Рице, мимо точно не проедете – альтернативные дороги здесь не предусмотрены.
Главная фишка этого места – оптическая иллюзия того, что скалы высокие-высокие, а ущелье узкое-узкое. На деле, добросить камень до скалы напротив не получилось ни у кого. У сотен туристов до нас, по заверениям гида, тоже.
Рица, берега которой закатаны в асфальт и огорожены заборчиком, грустна. По рассказам мамы я её совсем иначе представляла. На деле же предо мной предстал выключенный фонтан на Карбышева. Даже горы на заднем плане не спасли положение.
Дальше по программе – дача Сталина. «Так жаль, что дорога туда сегодня закрыта…», – начал было гид, но как раз в этот момент по «закрытой» дороге проехала машина. День клонился к закату, гид заикнулся про уютный ресторанчик чуть выше в горах, животы заурчали, и мы благоразумно сделали вид, что эту машину не заметили. И что поверили, что дорога и правда закрыта.
Завершающий обедоужин прошёл отлично – с костром, вином и длинными тостами от повеселевшего гида. Любопытный народ всё же эти гиды.
Ещё в первые минуты в Абхазии, до того как всеми нами (включая гида-водителя) были продегустированы местные вина и настойки, растопившие наше общение, нам поведали легенду о самой Абхазии:
В давние-давние времена, когда Бог раздавал людям земли, абхаз пришёл на раздачу последним. И пьяным. Объяснил это тем, что были у него гости, вот он с ними и засиделся. Угощал, да и сам угостился. Бог выслушал его и за такое гостеприимство отдал свою землю, райскую.
У легенды есть и продолжение:
На следующий день раздавал Бог разум. Ситуация повторилась: вновь пришёл абхаз последним и пьяным, сославшись на гостей. Но не может же Бог отдать свой разум? Вердикт был вынесен следующий: «С такой землёй вам и разум не нужен!».
Так и живут.
Меня не покидает ощущение, что этот выезд в Абхазию был для нас какой-то пробный. Была бы моя воля – поехали бы в Абхазию на поезде. Он идёт по побережью, прямо вдоль отвесного берега, иногда заныривая в тоннели.
Провели бы в Гаграх часа полтора хотя бы – и обязательно сфотографировались у заброшенных замков и дворцов.
На Гегском водопаде устроили бы двухчасовой привал и пикник. И я искупалась бы (добровольно, а не как в этот раз). Пропустили бы Рицу и поехали сразу к Рице малой: на фотографиях она выглядит как марийский Морской глаз, но всё лучше, чем то, чем стала Рица обычная.
Возможно, мы побродили бы ещё несколько дней по горам самостоятельно. Гид к концу поездки разоткровенничался, что наш маршрут так-то известен не из-за своей красоты и уникальности, а благодаря протоптанной туристической тропе и асфальтированной дороге. А есть места куда красивее, куда и местные добираются только пешком.
На третий день мы решили вспомнить, что мы так-то вроде сноубордисты. А Сочи – город зимних Олимпийских игр. Что горы за окном, а в отеле есть свой весьма демократичный прокат и даже доставка до них (до гор). Решено, едем! После завтрака. Позднего.
Подбираясь к прокату ближе к полудню, мы чувствовали, что момент упущен и не ошиблись: трансфер отвёз всех спортсменов ещё утром. Мы можем взять снаряжение и отправиться общественным транспортом, остановка прямо у выхода из отеля.
Посовещавшись, мы решили ехать в горы самостоятельно. И налегке. И не пожалели об этом: дорога в автобусе заняла почти два часа. Вынырнув из этой капсулы, мы были вознаграждены потрясающими горными видами. На Роза Хутор мы обошли сам городок,и пешеходный маршрут в горах, а кататься отправились в «Горки Город». Для нашего уровня подготовки разница в высоте склонов не представлялась существенной. А вид с гор – это вам не шутки. И отличное завершение выходных.
Подводя итоги:
Перелёт Казань-Сочи-Казань – от 3 тыс./чел. Спасибо «Победе».
Проживание в «Сочи Парк Отель» (2 ночи) – от 800 р. на двоих. Спасибо «Библио Глобусу».
Выезд с местным гидом в Абхазию –1950 руб. с человека. Спасибо отсутствию автостопа в горах не в сезон (да и вообще).
Подъёмники на «Горки Город» – 1900 руб. с человека.
Покатушки в горах и солнечные ванны у моря зимой – бесценно.