Студентка-проводница о своей работе.
17 февраля празднуется День российских студенческих отрядов, которые стали продолжением Всесоюзных студенческих строительных отрядов, существовавших в СССР. Сейчас такая работа стала менее популярной у студентов, но находятся энтузиасты, которые готовы поехать далеко к морю, чтобы, например, заниматься с детьми в детских отрядах. Героиня этого материала, Даша Черницына, стала проводницей в РЖД. Теперь всё лето и две недели зимой она обеспечивает комфорт и безопасность пассажиров. Мы поговорили с Дашей о трудностях профессии, условиях в РЖД и самом запоминающемся моменте в работе.
О российских студенческих отрядах
Я узнала о студенческих отрядах случайно. Когда поступала в университет, позвонила своему другу из школы, чтобы подробнее узнать о вступительных экзаменах. Сначала долго не могла дозвониться, а когда он, наконец, взял трубку, то проорал: «Я в Мурманске». Чуть позже он рассказал мне, что попал туда как раз по работе студенческого отряда. Мне стало интересно, и я тоже решила попробовать. Потом я узнала, что РСО – это огромное студенческое направление, которое помогает найти друзей и полезное занятие на каникулы (мероприятия, акции, волонтёрская деятельность, работа).
В РСО можно выбрать основную деятельность, которой хотелось бы заниматься на каникулах. Например, можно быть вожатым в детском лагере, строителем или проводником. Я выбрала последнюю профессию, потому что я хоть и люблю детей, но не в таком количестве, в котором с ними работают вожатые. Главные плюсы в этой профессии – это высокая (для студента) зарплата и возможность путешествовать. Я побывала уже во многих городах. Если перечислять те, в которых я была больше суток, то это: Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Мурманск, Ярославль, Архангельск, Сухум, Смоленск, Ржев. А если говорить о тех, где провела меньше, то я вряд ли смогу вспомнить все и посчитать.
О работе проводником
Несмотря на то, что мы студенты и пришли в эту профессию совсем новичками, никаких поблажек нам не делают. Это обычная работа, а студенты для работодателя – обыкновенные подчинённые. Постоянные проводники говорят, что РЖД с помощью студентов восполняют долги.
Пассажиры, которые первый раз едут со студентами, всегда интересуются и задают много вопросов. Сами студенты всегда аккуратно работают и стараются делать всё по правилам, так что пассажиры довольны, вспоминают работу предыдущих проводников и достаточно часто пишут благодарности. Потом до следующего лета начальники поездов всегда в пример кадровым проводникам ставят студентов.
В этой работе очень важны такие качества, как терпимость, стрессоустойчивость, коммуникабельность и выносливость. Самое сложное – это условия, в которые компания ставит проводников. Неприятности могут случиться при сдаче и приёме вагона перед рейсом. Ты можешь не заметить, что у тебя чего-то не хватает в вагоне, что-то сломано. А в итоге, когда ты будешь сдавать вагон, то ты обязательно за что-нибудь заплатишь. Проводники платят за пересчёт постельного белья, которое сдают в мешках, из личного кармана. Помимо этого, есть ещё одно неудобное правило: каждый пассажир должен купить что-нибудь из чайной или сувенирной продукции минимум на 36 рублей. Если проводник не выполняет норму, исходя из количества пассажиров, то иногда он сам выкупает чайную продукцию.
К тому же, бывает неприятно работать в старых вагонах, в которых ездила ещё твоя бабушка, будучи ребенком. Почему-то в итоге пассажиры высказывают претензии проводнику. Есть одна шутка, она не очень цензурная: «Не знаю насчёт телепорта, но если к 2035 году говно из туалетов поезда перестанет падать на рельсы, это будет серьёзным прогрессом». И ты думаешь, действительно, вроде 21-й век на дворе, а мы едем на таком корыте…
Самый запоминающийся случай
В дороге проходит своя жизнь, яркая и интересная, а порой очень опасная. Самый запоминающийся случай был, к сожалению, совсем не весёлый. На маршруте Санкт-Петербург–Сухум, который считается международным, пускать пассажиров можно только с распечатанными билетами. Перед Тулой сломался локомотив, и мы простояли где-то в лесу минут сорок, если не больше. Разумеется, к другим станциями мы стали приезжать с опозданием. Так, мы приехали с опозданием в Москву, и никто не знал, сколько из-за задержки поезда будет длиться остановка. Пассажиры стали рассаживаться, а одна женщина с двумя детьми не распечатала билет и не могла предъявить даже электронный вариант. Я пошла с ней к начальнику поезда, чтобы убедиться, что она вообще покупала билет. В какой-то момент поезд начинает трогаться, и женщина решила выпрыгнуть из поезда, потому что на перроне остались её маленькие дети. Проводник другого вагона срывает стоп-кран, и напарница хватает детей и сажает на поезд. Женщина в слезах, дети ревут, у нас стресс. Вот такие ситуации по глупости людей – совсем не редкость на железной дороге.
Несмотря на минусы, я теперь могу применять полученные навыки в жизни. В экстренных ситуациях я научилась держать всё под контролем, говорить людям «нет» и высказывать своё мнение, не стесняясь и не боясь ответной реакции. Хоть эта работа и даёт мне богатый опыт, заниматься ей постоянно мне не хочется.