Задумывались ли вы когда-нибудь, надевая на уши меховые наушники, чтобы пойти покататься на снегоходе, или подсчитывая потраченную на это сумму на калькуляторе, что все эти вещи были сделаны детьми?
Да-да, обычными мальчишками, которые предпочли рационализаторство беготне по двору и стрельбе из рогаток. Именно благодаря одному такому гениальному мальчугану, Бенджамину Франклину, появился один традиционный праздник – День детских изобретений или День детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day), который ежегодно отмечается 17 января.
Американский государственный деятель, дипломат, учёный, изобретатель и журналист Франклин в 12 лет (до того, как попасть на стодолларовую купюру) прославился тем, что изобрёл первые в мире ласты – правда, они тогда были деревянными и надевались и на ноги, и на руки. На этом он, естественно, не остановился и, продолжив свои научные исследования и эксперименты, подарил миру кресло-качалку, печь без дыма, бифокальные очки и, конечно, своё самое важное творение – американскую Декларацию независимости, в создании которой Франклин сыграл значимую роль.
Упомянутые в самом начале меховые наушники, снегоход и калькулятор – это не просто спонтанно набросанный список предметов, а изобретения, созданные детьми. В конце XIX столетия 15-летний Честер Гринвуд, который не любил головные уборы, но очень любил работать головой, отправился на каток в лютый мороз. Обледеневшие уши подростка подсказали ему идею необычного для того времени приспособления – меховых наушников. Однако, несмотря на то, что задумка принадлежала Гринвуду, само производство – заслуга его бабушки. Именно она просто прикрепила к концам проволочной петли мех бобра с внешней стороны и бархат с внутренней, тем самым создав модный по сей день тёплый аксессуар.
А вот такой же паренек 15-ти лет Жозеф Арман Бомбардье из Канады не любил американский автопром настолько сильно, что не выдержал и разобрал старую машину отца и соорудил из неё первый в мире прообраз снегохода.
Конструкция получилась необычной: двухместные сани с пропеллером, вращающимся при помощи приводного вала двигателя. После кропотливого процесса усовершенствования на государственный, а потом и на мировой автомобильный рынок вышла более устойчивая модель уже с управляющим колесом и сиденьем. Снегоход получил название «Ski-Doo» и был запущен в серийное производство. Сейчас «Ski-Doo» является одной из самых популярных марок снегоходов. Детское изобретение переросло в целую фирму под названием «Bombardier», которая сегодня производит и трамваи, и железнодорожные составы, и даже самолёты.
Следующий юный изобретатель в мировой истории знаком в первую очередь программистам, ведь его фамилия уже давно стала именем нарицательным. Речь идет о Блезе Паскале – создателе языка программирования «Pascal». Мало кому известно, что в возрасте 18 лет изобретатель решил помочь своему отцу, сборщику налогов, упростить его работу. Юноша сконструировал необычную машину, снабжённую сцепляющимися зубчатыми колёсами, которая могла оперировать большими числами. Скромная новинка под названием «Pascaloine» никого не заинтересовала, и первый в истории калькулятор вынужден был ещё три века пролежать на полке, прежде чем попасть на стол к бухгалтерам и кассирам.
Есть и такие детские изобретения, которые даже сегодня, в век высоких технологий, выполняют великую миссию и помогают людям с тяжёлыми заболеваниями. Американский школьник Джек Андрака в 15 лет ворвался в сферу медицины со своим изобретением и поразил врачей предлагаемой задумкой. Подросток создал прототип тест-системы для диагностики рака поджелудочной железы на ранней стадии.
Уникальное приспособление вызвало интерес у известной компании «Intel» и получило поддержку в виде гранта в размере 75 тысяч долларов. Тест Андрака (по данным всемогущего интернета) в 168 раз быстрее всех существующих на сегодняшний день разработок, при этом он в 26 тысяч раз дешевле аналогов и ставит точный диагноз почти в 100 процентах случаев.
Самое известное приспособление, позволившее незрячим читать и писать – рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля – разработал в 1824 году 15-летний француз Луи Брайль. Мальчик потерял зрение в возрасте трёх лет из-за воспаления глаз, после ранения сапожным шилом в мастерской отца. В 10 лет Луи отправили учиться в Парижский государственный институт для слепых детей. Учебников для слепых было мало, а письмо и вовсе отсутствовало. В то время слабовидящих детей обучали с помощью «ночной азбуки» Барбье. Юному Брайлю, для которого чтение стало одним из любимых занятий, такая система не нравилась, поэтому мальчик с 12 лет начинал проводить эксперименты по созданию собственной азбуки и спустя три года представил новый метод, основанный на использовании точек, расположенных в две колонки по три штуки и образующих 63 комбинации.
Кстати, изобретения, помогающие людям с ограниченными возможностями по зрению, создавались не только за рубежом, но и на нашей татарстанской земле. Так, например, школьник из Набережных Челнов Артур Лукьянов в 2014 году привлёк внимание всех гостей ежегодного Республиканского робототехнического фестиваля своими устройствами для слабовидящих и незрячих: электронным шлемом-поводырём и специальной тростью. На тот момент Артуру было 10 лет.
Шлем с помощью ультразвуковых датчиков измеряет расстояние до предметов. Информация о приближённости и отдалённости объектов, о траектории, передаётся в виде звуковой вибрации благодаря моторчикам и датчикам, контролирующим курс движения.
На самом деле, Татарстан богат на юных рационализаторов. Для них даже проводится специальная олимпиада с символичным, говорящим за себя названием «Кулибины XXI века». Победители данной олимпиады получают не только признание себя как юных изобретателей, но и преимущество при поступлении в Казанский федеральный университете на инженерное и естественнонаучное направление, а также право в первый год обучения в ВУЗе претендовать на получение именной стипендии Республиканского совета общества изобретателей и рационализаторов РТ.
После череды вышеупомянутых детей-гениев мужского пола стоит заметить, что «юным Кулибиным» в прошлом году стала девочка – 8-классница из Ютазов Эльмира Гизатуллина. Она представила свою работу с большим количеством сложных для моего личного восприятия слов в названии и, видимо, с весомой социальной значимостью. Эльмира придумала «бесполивный способ повышения плодородности почвы», который заключается в использовании канавы, заполненной мульчирующим материалом и продукта вермикомпостирования с наполнителем в виде измельчённого древесного угля. Для тех, кто не знает, что такое «вермикомпостирование» и ленится «погуглить», уточняем: это переработка органических отходов, отличающаяся от традиционного компостирования использованием в процессе превращения органики в удобрение почвенных микроорганизмов и дождевых червей.
Разделил победу с ютазинским гением девятиклассник из Нижнекамска Мансур Фархутдинов. Он презентовал устройство для переработки ПЭТ-бутылок. Идея изобретения базируется на обычной человеческой лени. Мансур отметил, что пластиковые бутылки являются серьёзной проблемой для экологии, поскольку практически не разлагаются. Однако школьник считает, что взрослым лень ходить в специальные центры по переработке. Собственно, поэтому он и придумал своё решение проблемы экологии и лени.
Как вы могли заметить, в основе всех детских изобретательных затей лежало желание исправить то, что ребятишек не устраивало, или решить глобальную человеческую проблему – стать супергероем своего времени. Поэтому не спешите ругать своих детей или младших братьев и сестёр за то, что им не нравится манная каша с комочками, и они не согласны с обязательством спать во время тихого часа. Возможно, через некоторое время их внутренний «бунт» перерастёт в изобретение, которое действительно перевернёт мир.