«Быть настоящим актёром суждено только студентам института искусств», – думала я. Пока однажды не попала на фестиваль студенческих театров «Икариада». Мои представления о силе искусства, творчества и таланта рядовых студентов классических институтов сломались с треском об острые углы моего скептицизма.
В этом году состоится юбилейный XV Всероссийский фестиваль студенческих театров малых форм памяти народного артиста СССР Аркадия Райкина «Икариада-2017». Накануне праздничного события мы поговорили с сооснователями, организаторами и участниками о том, как зарождалась «Икариада», как она трансформировалась за годы её существования, и что этот фестиваль значит для каждого из них.
Отцами-основателями «Икариады» являются Владимир Чуркин и Геннадий Торлупа, которые в годы основания фестиваля (50-60-е) были руководителями студенческого клуба Казанского авиационного института. Сегодня Владимир Аркадьевич – директор «Икариады» и продюсер творческого объединения «Звуки нашего времени», а Геннадий Васильевич – бессменный руководитель хора КАИ. Именно благодаря Чуркину и Торлупе в 1982 году в Казани прошла первая «Икариада», в то время – фестиваль студенческих театров эстрадных миниатюр (СТЭМ). В 80-х годах в рамках реалий Советского Союза собрать большое количество студентов в одном месте было чрезвычайно трудно. Нужен был очень значимый и веский повод. К счастью, подвернулось 50-летие КАИ: по случаю торжественного события разрешение было получено.
Так как первый фестиваль был приурочен к юбилею авиационного вуза, то и участие в нём принимали команды вузов, связанных только с авиацией. Студенты авиационных университетов из Куйбышева, Харькова, Уфы, Москвы и Казани, МАТИ (Московский авиационно-технологический институт), ЛИАП (Ленинградский институт авиационного приборостроения и институтов гражданской авиации), из Киева и Риги самыми первыми вышли на сцену «Икариады».
Первый фестиваль стал реализацией мечты Чуркина и Торлупы о возрождении популярного в 60-е годы жанра СТЭМ, а также долгожданным исполнением желания стэмовцев-шестидесятников. В книге выпускника КАИ Михаила Сачёва опубликованы воспоминания ещё одного родителя «Икариады» – композитора, артиста, писателя-сатирика, руководителя СТЭМ КАИ в 60-е годы, а ныне председателя жюри фестиваля Семёна Каминского. Именно он ещё за 20 лет до первой «Икариады» предлагал организовать сам фестиваль и придумал название, которое по сей день на устах:
«В феврале 1964 года я написал в МАП (Министерство авиационной промышленности) письмо с предложением провести фестиваль студентов авиационных вузов. Я предложил назвать этот фестиваль словом, которого в русском языке ещё не было – «Икариада». Довольно скоро из МАП пришёл ответ: два письма (одно – мне, второе – в Татарский обком комсомола). МАП подтверждал согласие союзного министерства поддержать такой фестиваль. Более того, в обком комсомола было перечислено двадцать пять тысяч рублей (пять автомобилей «Жигули») для организации первой «Икариады». Я начал готовить регламент фестиваля. Однако скоро пришло письмо из ЦК ВЛКСМ с предложением принять участие в первом Всесоюзном фестивале СТЭМов (1966 год), где председательствовал сам Аркадий Райкин. Тогда СТЭМ КАИ завоевал 1-ое место. Идею проведения «Икариады» отложили. К сожалению, до организации «Икариады» руки у меня так и не дошли (что же касается двадцати пяти тысяч рублей, то Татарский обком пристроил их к какому-то другому мероприятию)».
Несмотря на то, что именно приз, полученный из рук Райкина, стал своеобразным толчком к созданию «Икариады», носить имя выдающегося актёра фестиваль начал только спустя 10 лет с момента его основания – в 1992 году. Со временем поменялось и полное название, а с ним и концепция. «Икариада» из фестиваля СТЭМа авиационных вузов превратилась в фестиваль студенческих театров малых форм, в котором уже могли принимать участие любые университеты и институты.
«Жизнь, естественно, вносит свои коррективы. До смены названия программа команд-участников строилась на сценках о студенческой жизни. Потом постепенно жанровое разнообразие увеличивалось – студенты представляли и синхробуффонаду, и эксцентрику, и театр танца. Если раньше выступления были больше юмористического, сатирического плана, то сейчас молодёжь начала философствовать в хорошем смысле этого слова. Радует, что в этом году большинство постановок будет связано с юмором – они будут весёлыми, легкими, ближе к изначальному формату «Икариады», – рассказывает один из организаторов фестиваля Лилия Шигапова.
В этом году на «Икариаду» было подано 26 заявок, а отобрано всего 10 – и только одна команда из Казани. Города-участники нынешнего фестиваля: Саратов, Волгоград, Красноярск, Ханты-Мансийск, Санкт-Петербург и Москва. Команды, которые попадают на фестиваль, отбираются комиссией под председательством директора фестиваля по видеовыступлениям в рамках заочного этапа. Победителя фестиваля жюри выбирает по таким основным критериям, как актёрское мастерство, сам материал (постановка, сценарий, режиссура) и возрастной ценз, который тоже должен соблюдаться.
«Икариада» проходит не каждый год, именно поэтому нынешний год – 35-ый, но фестиваль по счёту всего лишь 15-ый. На протяжении всего существования у «Икариады» была фишка – концерт-сюрприз, на который приглашались именитые артисты. За 35 лет зрителей успели порадовать писатель-сатирик Виктор Шендерович, актёры театра и кино Илья Рутберг, Константин Райкин, известные всем по юмористической телепередаче «Городок» Юрий Стоянов и Илья Олейников – и многие другие. В этот юбилейный год ожидается необычный концерт-сюрприз, связанный с прошлым фестиваля. Но организаторы хотят, чтобы сюрприз всё же оставался сюрпризом, и не делятся подробностями. Все секреты раскроются в первой части последнего фестивального дня.
Организация всероссийского фестиваля и в наше время – задача сложнейшая. Сегодня провести «Икариаду» сложнее, чем в далёкие 80-е. Трудности есть и в вопросах финансирования, и в технических делах: если раньше никакого реквизита и не требовалось – поставил стул, вышел на сцену, и всё, то сейчас артистам необходимо специальное световое оборудование, музыкальная техника.
Но, несмотря на всё это, Ирина Халитова (одна из организаторов «Икариады») считает, что самое сложное при организации фестиваля в наше время – это собрать полный зал зрителей: «Конечно, хочется, чтобы артисты выступали перед полным залом. Чтобы студенты видели, на что способны их ровесники. Но перенасыщенность событиями вставляет палки в колёса. Столько сейчас фестивалей, концертов, других молодёжных событий, что студенты уже «накушались» этими культурно-развлекательными мероприятиями. Поэтому на фестиваль молодых людей приходится приглашать, хотя раньше на «Икариаду» было не попасть – шла борьба за билеты».
По словам Халитовой, верными фестивалю остаются до сих пор рвущиеся в зал выпускники КАИ, которые видели «Икариаду», знают, что это, знают её уровень. «А мы ведь и молодёжи хотим показать современные формы старых добрых жанров. Ведь СТЭМ, базовый жанр «Икариады», сейчас вымирает. Но мы надеемся, что в этом году ситуация изменится, и мы постепенно будем возрождать СТЭМ. Для чего? Потому что в миниатюрах мы видим, как студент перевоплощается на сцене. Всё, что у него внутри, он «выливает» наружу – мы видим, чем дышит молодёжь», – признаётся Ирина Сергеевна. – «Но жанр, несмотря на то, что он юмористический, очень сложный. Поэтому всем и не даётся. Для этого нужно смешно поднять острую, актуальную проблему, при этом не уйти в пошлость или грубость, а ещё сыграть всю задумку на сцене. Кстати, за годы проведения фестиваля мы заметили, что качествами хорошего СТЭМовца отличаются студенты именно технических специальностей».
На вопрос, почему при всех трудностях организаторы (в основном, сотрудники КНИТУ-КАИ) стремятся не просто сохранить фестиваль, но и развивать его, отвечают просто: «Мы его любим. Он отличает нас от других вузов. У всех одинаковые фестивали. А у нас, в техническом университете, такой один особый – театральный». Говорят, что именно благодаря «Икариаде», такому необычайно творческому мероприятию для инженерного вуза, появилась новая шуточная расшифровка аббревиатуры КАИ – Казанская академия искусств.
Любят «Икариаду» не только организаторы, но и участники. Некоторые команды год за годом стремятся выйти на сцену уже родного фестиваля.
Вячеслав Кащеев, СТЭМ «Атас» (г. Волгоград)
Знали о фестивале давно, но впервые задумались о приезде в 2007 году. Однако первый раз получилось приехать только в 2014-м. Участвовали в фестивале дважды – в 2014-2015 годах. В этом году едем в третий раз.
Чем нам запомнился фестиваль? Запоминается много чем, но хотелось бы выделить три основных момента. Это высочайший уровень участников – всегда приятно оказываться в такой компании. Это очень качественная организация на всех этапах – от соблюдения сроков и дедлайнов до скрупулёзного внимания к мелочам во время показа материала. Ну и, конечно, казанский зритель – мудрый, интеллектуальный, требовательный и очень эмоциональный.
Зинаида Нохрина, театр «Карман» (г. Кемерово)
Первый раз я побывала на «Икариаде» в 2007 году в составе театра «Карман». Собственно как артист участвовала я один раз, но приезжала уже как зритель после окончания университета, когда участвовал наш коллектив в 2014 году. Фестиваль очень хороший, классный! До сих пор вспоминаю это прекрасное время и друзей, с которыми познакомилась в том далёком 2007 году. И они, и сама «Икариада» – до сих пор в моём сердце.
Юбилейная «Икариада» в этом году пройдёт с 14 по 17 ноября в Татарском государственном театре драмы и комедии им. К. Тинчурина.
Вход свободный, но количество мест ограничено. За билетами достаточно обратиться в первое здание КНИТУ-КАИ (ул. Карла Маркса, 10), в ауд.234 или позвонить по номеру 238-43-61.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.