Удивительно, как много может изменить один разговор. Не так давно, общаясь со своей коллегой, Зоей Антоновой, мы затронули тему поэзии. И тогда она поделилась своей довольно интересной теорией, что любую лирику можно поделить на две категории. Первая — о луне: о недостижимом, что нельзя потрогать. Это чувства, изменения, переживания — то, что может исчезнуть. А вторая касается табуретов. Конкретика. Важность не только для одного человека, а для большой группы. И если вторые заметны в обществе, первые растворяются вместе с рассветом.
И я задумался. Сколько помнил себя, когда писал о чём-то, это не было осязаемым. Просто образ. И сочинял скорее потому, что это делали и другие дети. Позже я открыл для себя аудиопоэзию. Казалось бы, ничего сложного — находишь грустную музыку, подбираешь к ней что-то из своих произведений, записываешь на микрофон, что шёл в комплекте с наушниками, сводишь в какой-нибудь программе и загружаешь в сеть. Вообще, в 2012 году, когда я полностью погрузился в это направление, там было очень много авторов — Дима Качмар (псевдоним — Птицами), Дима Олейник, Сергей Елсаков (Mokko fm.) и др. Тогда у них в социальных сетях насчитывалось около трёх-пяти тысяч подписчиков, и мне это казалось недостижимой мечтой. Поэты проводили совместные чтения, конкурсы, где любой человек мог показать себя. Год спустя мои кумиры начали устраивать поэтические вечера в разных городах России. Доходило до того, что их целью было за два месяца посетить больше пятидесяти точек. И так получилось, что с некоторыми из них как организатор событий в Казани работал я. Не передать волнения первых встреч. Ребята были добры, понимающе относились ко всему. И это подкупало. За три года я организовал около пятнадцати таких мероприятий. На некоторых выступал и сам. Каждый из поэтов успел стать мне дорогим другом, научить чему-то, я развивался с ними и как человек, и как автор.
В итоге мне посчастливилось провести собственный мини-тур, состоящий из одного города. И стать организатором нового события — литературного слэма «ИСЧО». Это сражение, в котором сталкивались не только авторы, но и сами слушатели. Если поэту после прочитанного произведения кричали «Ещё!», он продолжал, а если публика молчала, он был вынужден уступить микрофон следующему участнику. Это была площадка, где юные умы могли отточить свои навыки, показать себя городу, не бояться наставников с их серьёзными темами. Таких мероприятий состоялось немного, но они возымели свой эффект.
Тем временем в мире появлялись новые тенденции. Аудио-стихотворения потихоньку теряли популярность, различные «баттлы» авторов, творческие импровизации собирали всё меньше публики. И сама поэзия современности походила больше на шоу, нежели на то, что устраивали предшественники. Интернет повлиял на лирику очень сильно. И сейчас любой желающий может облачить свои мысли в рифмы и опубликовать их где угодно. Сайт «stihi.ru» насчитывает более 750 тысяч авторов с разных уголков мира.
Тем временем в Украине сейчас новый тренд — «поэтический мош», все участники которого должны подготовить «домашнее задание», несколько стихотворений с «изюминкой» (музыкальное сопровождение, театральная сценка, хитрая и сложная рифма). Их они озвучивают на самом мероприятии, а строгое жюри, выбранное из пишущих авторов, оценивает. Нынешние популярные сценические поэты устраивают не только вечера, но и целые концерты, на которых продают свои литературные сборники. Книги Веры Полозковой, к примеру, можно найти и в книжных магазинах.
Но это «там». А что касается того, что «здесь»? Где молодым поэтам Казани показать себя? Во-первых, существует литературный клуб «Бумажный слон», где юноши и девушки могут получить объективную критику и помощь от зрелых наставников. Во-вторых, раньше устраивались такие мероприятия, как «чтения на табуретке», где любой мог встать чуть выше остальных и скандировать свои переживания, соединяя их рифмами.
Айгуль Галеева, студентка КФУ, автор Российского союза писателей и одна из участниц «ИСЧО», публикуется на названном выше сайте. Более 300 работ ею написано, некоторые собирают множество комментариев и откликов. Для неё поэзия сродни воздуху, которым она дышит. И пусть в её творчестве были взлёты и падения, но она постоянно превозмогает себя. Начиная с одиннадцати лет, девушка делится своим внутренним миром с окружающими.
А вот Богдана Андреева, наоборот, пришла сейчас к тому, что поэзия — что-то сугубо личное. Она чаще пишет «в стол» и не публикует ничего на просторах Интернета. Раньше девушка писала тексты к несуществующим песням для подруг, в подростковом возрасте подхватила тему «любви», считая, что именно она находит больший отклик в сердцах людей. Сейчас в её жизни ценность играют любого рода взаимоотношения.
Обе поэтессы уверены, что поэзия должна быть закрытой и конкретной. У неё есть свой почитатель, но свобода слова и то, что высказываться может каждый, захламили её. Происходящие с ней метаморфозы носят не лучший характер. Такого же мнения придерживается и известный казанский поэт Айрат Бик-Булатов:
«Можно констатировать, что нынешние молодёжные поэтические объединения в Казани существуют в отрыве от прежней литературной среды. Раньше было наследование. Центрами литературной жизни были именно студии, где шли, в том числе, обсуждения стихов. А на том же «ИСЧО» те слабого качества, но за счёт умелого «поэтско-тусовочного SMM» находят свою аудиторию. Поэты этого ряда хотят не работы над словом, а самовыражения. В этом, конечно, вина и прежней литературной среды, несколько окуклившейся. Поэтому в Казани существуют те авторы, которые себя успели проявить в рамках прежней системы, о которых не имеете понятия вы, и существуете вы, молодёжь, о которой не имеем понятия мы. Может, единственный человек, который находится как-то посередине между этими средами — это Полина Пантелеймонова. Из поэтов до 30-ти я бы, конечно, выделил также Игоря Тишина, Елену Чеснокову. Можно назвать и Айгель Гайсину, которую сейчас многие знают уже не только как поэта, но и певицу. Авторы более зрелого поколения — Денис Осокин, Алёна Каримова и Анна Русс. Последняя — неоднократный победитель самых престижных российских и международных поэтических слэм-турниров. Слэмов по классическим правилам жанра. А «ИСЧО» — это взрыхлитель среды. Довольно активный, гораздо активнее нас нынешних, но он не сравнится с нами прежними!».
Тем временем жизнь не стоит на месте. Как и литературная жизнь нашего города. В конце октября со своей новой программой в Казани выступит Mokko fm, в начале ноября столицу Татарстана посетит Эрнесто Заткнитесь, а где-то ещё пройдут новые чтения... даже если на кухне, даже если для самых близких. Юное поколение в дальнейшем, несмотря на то, что никто не вечен под луной, будет продолжать пытаться создать свой табурет, с высоты которого они станут заметны для всех. И такие удивительные мероприятия — отличный старт для каждого!