Осень – время для тёплых кафе, посиделок с чаем и друзьями. Иногда в таких заведениях есть люди, которые создают настроение всем посетителям – это музыканты. Они трудятся с вечера до самого утра: поют, играют и кайфуют. Вы когда-нибудь задумывались, чем они занимаются в свободное время, как пришли в эту профессию и считают ли они вообще свою деятельность работой? Я поговорила с молодыми ребятами, которые поют и играют в популярных заведениях Казани, об их жизни, мечтах, часто заказываемых песнях и любимых музыкантах.
Татьяна Тихонова, 23 года
Закончила КазГИК, играет и поёт сольно
Начало творческого пути: музыкальная школа, первое разочарование и учёба в университете
Музыкой я начала увлекаться, когда ходила в музыкальную школу. Но самостоятельной солисткой я там не была, потому что у меня был слабенький чистый голосок, который хоть как-то мог зазвучать в хоре. Не могу сказать, что «музыкалка» была для меня главным увлечением в жизни — в 2008 году я закончила её с мыслью «Наконец-то я от этого отделалась», но, видимо, внутреннему чувству понравилась музыка, и душа начала её требовать. Я поддалась этому желанию: решила освоить импровизацию. Какой бы самокритичной я ни была, но мне показалось, что первый раз сымпровизировать у меня получилось, поэтому подумала: может, у меня получится и петь? Начала развивать свои навыки вокала. Как результат, неплохие отзывы о моём пении. Значит, я сделала всё правильно.
В 2013 году я в первый раз попробовала сыграть при людях — на площадку выходила скромная девочка, которая играла на клавишах и пела. Хоть меня и хвалили, но в один момент я начала разочаровываться в себе – продала инструмент, забросила публичные выступления, думая, что ещё не доросла. Но потом это прошло, и я вернулась, купив новые клавиши. Помимо них, я немного играю на гитаре и этнических инструментах — варгане, окарине, диджериду, казу.
Недавно я получила диплом, закончила КазГИК. Мои родители спокойно отнеслись к тому, что я выбрала творческий путь. Хотя если быть честной, кто-то был против того, чтобы я вообще училась, и советовал мне идти сразу работать. Я заметила, что с дипломом начали больше обращать внимание на меня как на артиста, поэтому не жалею, что пошла учиться.
Этот университет я не выбирала с особой тщательностью: выбрала литературу в качестве дополнительного предмета для ЕГЭ, а после выпускного сдала оригинал аттестата сразу туда, потому что это почти единственный вуз, где принимали с литературой. Мне просто хотелось студенчества и новых знакомств.
Благодаря музыке я познакомилась с мужем. Правда, на сцене не он меня увидел, а я его. Он совсем другого жанра музыкант – рокер. И иногда я ему завидую, хотя это, конечно, очень плохо. Они играли с группой «Nailen», а после концерта я подошла к нему, мы разговорились, он узнал, что я тоже музыкант. Думаю, музыка всё-таки связывает людей. К тому же, она спасает при стрессовых ситуациях, когда некуда себя деть, поэтому я готова остаться на этой волне.
Хоть я и стала после замужества Аксёновой, всё равно представляюсь девичьей фамилией – Тихонова, потому что мне кажется, что она звучит музыкально. Есть в музыке такое понятие «динамика», которая может быть тихой (новой) и громкой.
Импровизация как часть выступления, деньги и основные зрители
В каждом своём выступлении стараюсь импровизировать. Правда, я редко запоминаю, что сыграла, а когда переслушиваю свою игру, то мне всегда не нравится, как я пою и играю — я большой «самокритик». Вопрос денег для меня вторичен. Иногда выступаю в ресторане «Старый рояль», где плата за вход, и поэтому я без понятия, сколько людей пришло. Мне просто хочется играть на настоящем рояле. Честно говоря, я не знаю, останется ли музыка главным источником доходов, но, скорее всего, я найду работу по профессии — менеджер социально-культурной деятельности.
В концертном зале я выступала крайне редко — это был или институт, или дом-музей Василия Аксёнова. Там совсем другая атмосфера и отдача, потому что в ресторане отвлекаются на еду, разговоры. В концертных залах сложнее, потому что я не фон, а артист, поэтому должна удерживать внимание. Как бы то ни было, артист должен уметь захватить внимание зрителей на любой площадке.
Посетители заказывают самую разную музыку – от каких-то классических мелодий до «Мурки». Про последнее не шучу: однажды в ресторане «Панорама» один мужчина подошёл ко мне, попросил сыграть «Мурку». Я отказалась и извинилась, потому что это был бы не формат заведения, и другие люди не поняли бы. Он обиделся и ушёл, кинув тысячу. Ещё любят заказывать русскую эстраду, ставшую народной – «Би-2», «ДДТ», Земфиру. Сама я не очень люблю, когда заказывают песни, которые являются хитами и находятся в топе в тот момент (сейчас это «Грибы», например). Я не могу через себя переступить и выучить подобное, потому что это очень сильно заезжено. Больше предпочитаю блюз, лирику, постоянно ухожу в минор. Правда, я не нахожу это грустным — мне нравятся эти тянущиеся красота и печаль.
Чаще всего подходят посетители среднего возраста — 30 лет примерно. Подходят, говорят, какой у меня хороший голос, и благодарят за хороший вечер. Ровесники и подростки не так активны. Думаю, они или стесняются, или всем всё равно. К тому же, сейчас почти все поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Разве нет?