Первая ночь
Я уже честно не помню, в какой момент моему руководителю, ректору КНИТУ-КАИ Альберту Гильмутдинову, в голову пришла идея создать внутри сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 интерактивный музей техники для детей. Помню только, что на тот момент многие решили, что затея безумная, хоть и очень интересная.
Первой и значимой задачей в процессе создания будущего музея была перевозка огромного лайнера из Авиастроительного района Казани, где самолёт простоял около 6-ого учебного здания КАИ почти 30 лет, в Ново-Савиновский район. На этом моменте количество скептиков увеличилось. «Вы что, с ума сошли? Вы же его никогда в жизни не перевезёте!», – говорили мне друзья и знакомые. А у меня в голове крутились слова ректора о том, что это будет грандиозное событие, с которым мы справимся. И я лаконично отвечала: «Перевезём».
Подготовка к перевозке длилась почти полгода. Перевезти машину весом около 90 тонн и длиною в почти пятиподъездный дом – задача наисложнейшая. Требовалось огромное количество умов, рабочих рук, техники и веры для того, чтобы сделать всё грамотно и красиво.
Перевозили «ту»-шку по частям: отдельно носовой обтекатель, полулопости крыла, двигатель, киль. Транспортировка основы – фюзеляжа – стала масштабной операцией и (по совместительству) моей первой ночью с самолётом.
Накануне финального этапа перевозки мы сидели с коллегами, продумывали план работы с журналистами, и размышляли над тем, что будем делать, если вдруг всё же что-то пойдет не так. Никто ничего не говорил, но в глазах у каждого из нас таился страх: получится ли?
В день «икс», 14 апреля, было решено никому не сообщать о перевозке до момента погрузки самолёта на специальный трал, который приехал в Казань из Нижнего Новгорода специально для транспортировки Ту-144. Мало ли что! Но скрыть какие-либо действия с такой «махиной», естественно, было невозможно. Кроме того, для перевозки был убран забор, закрывавший лайнер от взоров жителей авиастроя. Уже через некоторое время после начала погрузочных работ в социальных сетях начали появляться посты с фотографиями Ту-144 и подписями в духе: «Что-то намечается».
Через пару часов собралось немалое количество желающих пофотографировать самолёт со всех сторон. Люди пытались пробраться поближе к самолёту, залезть под и на него. Но с учётом работающей рядом громадной техники любая фотография могла стоить здоровья – находиться рядом с самолётом в этот момент было небезопасно. Однако желающих сделать кадр поинтереснее ничего не пугало. В связи с этим пришлось ввести дежурство: охранять фотографов и прохожих от повисшего с помощью кранов в воздухе самолёта… и самолёт – от очень смелых горожан.
Погода была не на нашей стороне. Моё дежурство началось уже ближе к вечеру и продлилось до начала самой перевозки. В ход пошло всё: теплая одежда и еда, которую коллеги привезли прямо к погрузочной площадке, чай от коменданта учебного здания на Дементьева и отзывчивость водителей трала. Шёл дождь, шёл и поток желающих посмотреть на легенду авиации вживую.
«Доченька, промокнешь, садись в кабину. Тут высоко – легко следить за всеми», – говорили с жалостью нижегородские водители. Они оказались правы: из кабины было проще следить за всеми проходящими. Нужно было лишь успевать кричать в окно: «Близко не подходите! И снимайте только спереди! Будьте осторожны!».
К началу перевозочной операции народу собралось достаточно много. И сотрудники, и журналисты, и жители близлежащих домов, а также просто проезжавшие мимо и те, кто на вопрос «А Вы журналист?» отвечали: «Я вообще-то блогер».
На начальном этапе, когда нужно было вывести самолёт из двора, казалось, что всё… ничего не получится. Но рабочие не опускали руки, подкладывали доски под колёса трала, кричали: «Давай-давай!». В итоге всё получилось! Фюзеляж вывезли и повезли по заранее выстроенному маршруту по городу.
Для того, чтобы провезти этот необычный для казанских дорог объект, приходилось с помощью специальной техники поднимать троллейбусные линии, полностью перекрывать автомобильное движение. Водители сначала не понимали, в чём дело. Выходили ругаться, а когда видели, что по обычной дороге едет самолёт, замирали с открытым ртом и только выдавали: «Обалдеть…».
Операция по перевозке заняла почти 8 часов. Ближе к 7 утра уже 15 апреля «ту»-шку, наконец, довезли до необходимого места – площадки между 2-ым и 8-ым учебными зданиями КАИ. На тот момент шёл мой 25-ый рабочий час и непонятно какой по счёту стакан кофе.
Чат, который мы создали для журналистов, обновлялся сообщениями с информацией о том, что операция прошла успешно, самолёт доставлен, все живы.
Я поднялась на пятый этаж здания, чтобы сверху сфотографировать пригнанный самолёт. Смотрела на него и пыталась выдавить хотя бы улыбку от радости, что всё получилось. Но сил не было ни на что.
Только чуть позже, поспав пару часов, я осознала всё произошедшее. Выпускники КАИ, которые снимали весь процесс на квадрокоптер, прислали уже сделанный ролик о перевозке. Посмотрела его раз сто, утопая в слезах. Лишь тогда я, наконец, поняла, что стала частью действительно исторического момента. Что мы с коллегами совершили невероятное по грандиозности и масштабности дело. Все эмоции и чувства, которые копились всю ночь, вылезли наружу: и гордость за наших сотрудников, благодарность стойким журналистам, восхищение всеми неравнодушными. И, конечно, любовь – любовь к Ту-144.
Установка отношений
Я бежала с предзащиты диплома на работу, пытаясь успеть на очередное важное событие в жизни КАИ и в жизни моих тёплых отношений с Ту-144. Собранный самолёт должны установить на постамент. Торжественное событие, которое я не могла пропустить, как девушки не могут пропустить важные мероприятия своих парней.
После перевозки этой огромной машины казалось, что нам и море по колено, и самолёт по плечу. Поэтому особых переживаний в этот раз уже не было.
Я стояла и лишь с лёгким приятным волнением наблюдала, как специальные краны подняли многотонный лайнер и, словно бумажный самолётик, перенесли к пьедесталу.
Через пару часов повисший над постаментом самолёт установили на подготовленное место: зазвучали аплодисменты, в небо взлетели праздничные шары, я ещё сильнее полюбила это «чудо» авиационной техники.
«У тебя есть вообще друзья, или ты всё время проводишь с самолётом?»
С каждым днём мыслей о самолёте и его будущем становилось больше. Увеличивалось и количество фотографий с ним в моих социальных сетях. Стали приходить комментарии в стиле: «У тебя есть вообще друзья, или ты всё время проводишь с самолётом?».
Объясняла всем, что реализация первоначальной идеи создания музея техники внутри Ту-144 не остановилась на перевозке и установке. Впереди ещё больше не менее сложных задач: покраска, реставрация, создание концепции музея. А самое главное – финансирование всего этого.
Каждый пункт прорабатывался отдельно. Шла работа с грантовыми программами и благотворительными фондами, был запущен сервис для сбора пожертвований. Особое внимание было уделено концепции будущего музея: каким он будет снаружи и внутри, какие экспонаты будут выставлены, как выстроить логистику посещения большой группы людей в столь узком пространстве.
Вечер «На борТу-144»
Главной задачей нашего PR-отдела было максимальное привлечение внимания к самолёту и будущему музею. Но просто рассказать, что самолёт, действительно, могущественный, а идея классная, было бы недостаточно. Хотелось, чтобы каждый прочувствовал это всё сам. На минуточку прикоснулся к истории, к легенде, представил, что это он своими руками собрал эту «железную птицу».
В День Знаний прямо под крылом самолета КНИТУ-КАИ развернул праздничное мероприятие для первокурсников и жителей города под названием «На борТу-144». Вся территория между учебными зданиями КАИ превратилась в интерактивную площадку с несколькими тематическими зонами.
На выставке научно-технических достижений дети примеряли на себя роль настоящих конструкторов, собирая авиамодели в рамках мастер-классов. На авиатренажёре можно было ощутить себя пилотом. На открытой лекции о Ту-144 слушателей «окунали» в историю авиации и известного во всём мире лайнера. Об инженерии, новых технологиях и других научных достижениях подробно и доступно для любого слушателя рассказывали участники стендап-битвы молодых учёных «Science Slam KAI».
Одним из ярких моментов мероприятия, в частности для первокурсников, стал флешмоб. Во время него новоиспечённые студенты по команде «самолёт» выстроили прямо за настоящим Ту-144 его «человеческую» модель. Сопровождалось действие нерушимым слоганом «КАИ – пуп земли!».
Не замечая боли в ногах от 5-часового организационного забега по территории, я наблюдала за всем происходящим и радовалась. Люди, правда, стремились побольше узнать о самолёте, делали фотографии на его фоне, приобретали сувениры с логотипом Ту-144. Я смотрела на них, а внутри сидела надежда, что, может, вот эта маленькая девочка, которая бегает со сделанным собственными руками самолётиком, или тот мальчишка, который рассматривает каждую деталь двигателя Ту-144, сегодня разбудили в себе интерес к авиации и технике.
Ажиотаж вокруг самолета все набирает обороты и каждый из вас может войти не в нашу историю любви, а в настоящую историю города и страны и поддержать проект по созданию музея! Для первого этапа – реставрационных работ – запущен сбор средств.
Ну и самый простой способ помочь проекту – рассказать своим друзьям и знакомым любым удобным способом, будь то пост в соцсетях или креативная надпись на футболке.
Мне хочется верить, что кто-то из пришедших на праздник гостей, зрителей и читателей влюбится в самолёт, как это полгода назад сделала я. И может, спустя пару месяцев или лет кто-то ещё напишет другую, свою, историю любви – любви самолёта и человека.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.