Экспозиция из собрания Государственного Эрмитажа. Костюмы и аксессуары в стиле модерн, дополненные живописными и фотографическими портретами современниц, а также предметами интерьера, дают объемное представление о «дамском мире» Петербурга на рубеже XIX–XX веков.
Модерн – эпоха женственности, мягких, извилистых линий, нежных цветов. Конечно же, этот стиль не мог не коснуться одной из главных областей жизни своей героини и музы – костюма, в котором его черты прослеживаются так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Ушли в прошлое неудобные корсеты и пышные оборки, уступив место легким, простым, естественным линиям. Роскошные ткани, утонченность силуэта, подчеркнутая женственность и легкий налет таинственности... Все это стиль, который в истории моды получил название модерн.
Представленные на выставке предметы туалета были созданы фантазией лучших модельеров Парижа, таких как Чарльз Ворт, Жанна Пакен, Сестры Калло, Поль Пуарэ, а также их российскими коллегами - Августом Бризаком в Петербурге и Надеждой Ламановой в Москве. Их дополняют аксессуары – веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших Петербургских и Парижских мастерских.
Но выставка примечательна не только звездным составом создателей нарядов, но и историческими личностями, которым они принадлежали. Большинство экспонатов происходят из Аничкова и Зимнего дворцов, а также особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых, то есть из гардеробов представителей династии Романовых (императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также императора Николая II) и высшей российской аристократии. Те предметы, которые было нельзя продать и невозможно носить, попали в театральные костюмерные, а частично в Музейный фонд, откуда они были впоследствии переданы в новый Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке Московских театров Веры Карахан (Дженеевой) и приобретенные Эрмитажем в 1971 году.
развернуть