Галина Пихтовникова, фотограф
Изначально я снимала исключительно свадьбы. Время шло, и я стала пробовать себя в других жанрах. Как-то раз знакомые порекомендовали меня для одной кофейни, и я согласилась поснимать им за небольшую сумму. Это была съёмка десертов. Техники у меня было достаточно, свет, рассеиватели — все это я уже использовала на свадебных съемках. Я посмотрела уроки по фуд-фото в интернете и пошла работать! Все получилось, и даже сейчас эти кадры я считаю неплохими. После этой съёмки я твёрдо решила, что данное направление мне очень нравится и в первую очередь потому, что фуд-фото существенно отличается от свадебной фотографии. Тут ты не бегаешь как угорелая, не выкладываешься эмоционально, ведь в «человеческих» фотосессиях общение — это основной момент удачных снимков. Фуд-фотография помогает мне переключиться, разнообразить будни и вкусно покушать заодно :)
Что касается Уфы, то здесь индустрия фуд-фото развивается, но очень медленными темпами. В основном это связано с желанием заказчика получить хорошие кадры за маленькую стоимость, но так не бывает. Формулу цена=качество ещё никто не отменял. Я не говорю, что поголовно все рестораны ведут такую политику, но в большинстве своём это так. Поэтому у нас многие фуд-фотографы ориентированы на продажах фотографий на фотостоках. Там можно получить достойную оплату за свой труд.
Успех фуд-съёмки зависит от нескольких факторов — это свет, качество блюда и постобработка. Неаппетитную еду можно привести в хороший вид маленькими хитростями: подкрасить, подмазать маслом, взбрызнуть водичкой, поджарить горелкой нужные места, в конце концов. Но изначально плохое блюдо очень тяжело вывести в годный вид в фоторедакторе, да и мало желания с этим возиться. Самое главное —снимать блюдо как можно быстрее с момента подачи, пока оно не приняло печальный вид.
Цена фуд-съемки варьируется в зависимости от желания клиента. Фотографии блюда в тарелке на белом фоне стоит дешевле. Поставил — щёлкнул. Другой вопрос — это фото с декором. Там уже предварительно декорируют фуд-зону. Чаще всего это я делаю сама, но иногда прибегаем к услугам фуд-стилиста, и в таком случае оплата бывает в разы дороже.
Заказы я не ищу целенаправленно, ведь основной доход — это свадьбы. Заказы на фуд-фото находят меня сами, плюс ко всему с заказчиками в дальнейшем я сотрудничаю на постоянной основе.
У меня есть одна провальная история. Однажды ко мне поступило предложение поснимать крем-мёд. Я так буквально и поняла, что это крем для лица, что-то вроде маски. В процессе подготовки я просматривала фото разных кремов и думала, как можно красиво вписать крем в кадр. С клиентом мы договорились об оплате на бартерной основе. Фотосессия получилась в стиле минимализма, и все предложения клиента добавить чашечку чая к «крему» я отклоняла, поскольку не понимала, зачем соединять на фотографии чай и крем для лица. Затем я получила обещанные баночки с крем-мёдом и стала уточнять, как это наносить. И только после съёмки я поняла, что это было не косметическое средство, а еда! Клиент остался доволен, но это послужило мне большим уроком тщательно обсуждать все моменты с заказчиком.
Никита Сухоруков, фотограф
Изначально я длительное время трудился в клубе «Правда» в роли штатного фотографа, снимая все подряд. В один момент Эля Даянова (на тот момент PR всея Pravdapromo) предложила мне поснимать еду для банкетного меню, сказала, что видит во мне фуд-фотографа. Но серьезно этим делом я занялся уже с фуд-стилистом Лирой, мы познакомились 5 лет назад во время обсуждения концепции одной из самых первых съёмок для ресторана Gastro Gallery. Тогда, собственно, мы и задали высокую планку в городе, все пытались нас копировать и хотели «как в GG». В нашей работе Лира отвечает за творческую составляющую, а я за техническую. Вообще, данный жанр сразу пришелся мне по душе, еще в самом начале, так как я всегда питал страсть к приготовлению еды, плюс жажда новых знаний и вкусовых ощущений.
В Уфе фуд-фотография развита слабо. Мы не Москва и не Петербург. Действительно хороших заведений в городе немного, а фотографов, работающих в данном жанре и выдающих достойный результат — раз-два и обчелся. В целом, мы даже не дотягиваем до уровня Екатеринбурга. Причинами, на мой взгляд, являются низкий уровень культуры и знаний о еде в целом, а также отсутствие хорошего вкуса у большинства. Люди порой не видят разницы между действительно хорошим результатом и безвкусицей и готовы активно потреблять то, что им дают. Поэтому большинство заказчиков устраивает средний результат. И виноваты здесь не только рестораторы. Для многих потребителей до сих пор котлета с булочкой и паровой коктейль являются лучшими спутниками, и это очень грустно, на самом деле. Экспериментировать и расширять кругозор своих кулинарных пристрастий мало кто готов.
Успешная фуд-съемка зависит от многих факторов. Это, в первую очередь, концепция и отчетливое видение заказчика, понимание того, чего он хочет на самом деле, а не «ты ж фотограф, сделай красиво» (на самом деле, часто приходится слышать подобное). А далее это кропотливая работа в команде из дизайнера, стилиста, повара и фотографа. Каждая составляющая очень важна. Да, можно сфотографировать неаппетитную и неприятную на вид еду, стилист может потрудиться и изменить подачу блюда, но будут ли потом этим заниматься люди на кухне во время работы? Порой мы отказываемся снимать ту или иную еду, объясняем, почему, и многие заказчики прислушиваются к нашему мнению. Конечный результат также зависит от того, насколько качественно в плане цвета напечатано меню. Цвет очень важен!
Что касается еды «на рабочем месте», то я очень избирателен в еде, а также очень слежу за своим и семейным рационом. Питаюсь интуитивно, и если в процессе съемки мне что-то из еды не нравится, то я не буду даже пробовать это. Вдобавок, за все время, что я занимаюсь фуд-съемкой, я выработал в себе силу воли и сейчас снимаю абсолютно спокойно. Раньше, конечно, мог набрасываться на еду и есть все подряд, сейчас иначе.
Никогда не забуду, как заказчик меня торопил снять одно из блюд, так как именно это заказал гость из зала, и ему нужно было быстренько всучить это блюдо. Это ужасно, так же, как и звать фотографа снимать еду во время проработки меню — многие пытаются тем самым сэкономить на продуктах. Еще был случай, что нам привезли целый уазик с колбасой, которую мы на следующий день после съемки раздавали нуждающимся.
Я считаю, что зарабатывать исключительно фуд-фотографией в Уфе нельзя. Я, конечно, отказался от ряда неинтересных для меня съемок, но по-прежнему с удовольствием занимаюсь репортажной съемкой. Делаю я это, наверное, по причине того, что не люблю сидеть на месте и постоянно хочу смены обстановки, люблю новые знакомства. Плюс у меня большая семья :))) Да и платить хорошие деньги за результат в Уфе мало кто готов, а многие фотографы имеют свойство недооценивать свою работу.
Булат Асадуллин, фотограф
Можно сказать, все произошло случайно. Я приобрел макрооптику, сидел баловался, пытаясь вручную поймать в кадре падение капли воды. Потом мне позвонил знакомый пиарщик и предложил отснять меню для заведения, в котором он работал, ну и закружилось-завертелось. Экземпляр своего первого меню я, кстати, до сих пор храню у себя, но людям стараюсь его не показывать :)) А сама работа с едой меня привлекает в первую очередь тем, что можно молча погрузиться в процесс и наслаждаться работой, не отвлекаясь на переживания модели о том, что она слишком толстая или устала. В общем, «жареные модели» не отвлекают от работы своими переживаниями. Лично для меня это очень важно.
Я бы не сказал, что в Уфе развита фуд-индустрия. Даже если эта тема и пытается развиться, её активно пытаются превратить в подобие унылого конвейера, причем это делают как фотографы, так и заказчики. Одна из главных бед — это засевшее в менталитете мнение о любой узкоспециализированной творческой профессии, гласящее: да это не работа, а пара пустяков, сиди на кнопку нажимай, не мешки ж ворочать!
Успешная фуд-съемка зависит от минимального количества сусликов-агрономов в радиусе 30 метров, грамотно проведенного брифинга, четко поставленного ТЗ и адекватного персонала. А насчет съемки неприятной на вид еды — если ты любишь и понимаешь своё дело, то ты практически всемогущ! Можете выслать мне почтой свой пригоревший омлет, и я его сфотографирую так, что вы потом попросите его обратно выслать :)
Исключительно фуд-фотографией в Уфе заниматься можно, ведь в последнее время я себя позиционирую как фуд-фотографа и вроде бы с голоду еще не помер. Бесспорно, попадаются и другие заказы, чаще от старых знакомых, но их доля слишком мала, чтобы воспринимать ее всерьез. Эти съемки мне скорее помогают развеяться и избежать зацикливания на фуд-фотографии, чем заработать.
Из интересных съемок вспоминается один случай. Недавно я отснял одному заведению карту бара, в которой всё стояло в воде, с кучей брызг в кадре. Съемка десяти кадров заняла два дня, и, как это частенько со мной бывает, мне потом не очень охотно верили, что на снимках всё настоящее, ничего не монтировалось-дорисовывалось в фоторедакторах, да еще и снималось всё прямо в гостевом зале заведения, а не в аквастудии.
На вопрос, хочется ли есть во время фуд-съемки, отвечу вопросом: а хочется ли жениться во время съемки свадьбы? Лично я обычно слишком погружаюсь в работу, чтобы воспринимать еду как что-то насущное. Бывало даже такое, что я возвращался поздно вечером со съемки меню и только дома осознавал, что еще даже не завтракал.
Как научиться фуд-фотографии? У нас в городе постоянно тот или иной «профессионал» проводит мастер-классы в стиле «всего за 5 тысяч рублей научу снимать меню на смартфон» ;) А что касается моего опыта, скажу по секрету, я всегда очень трепетно относился к собственному восприятию, поэтому не посетил ни одного мастер-класса в жизни. Что уж там, я даже работы отечественных фотографов особо не изучаю, если уж на кого-то подписываюсь в том же Инстаграме, то это, как правило, ребята с запада либо вообще с Австралии. А новичкам я бы посоветовал научиться понимать сам процесс съемки, осознавать всё, что происходит в момент нажатия на спуск и просто уметь видеть фотографию, а не пытаться тупо зубрить правила и термины, чтоб выглядеть умными, на деле не понимая, что к чему и для чего.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.