Год кино приносит свои плоды. Недавно отзвенела премьера комедии Булата Юсупова «Наган». Наряду с голливудскими новинками афишу столичных кинотеатров делят драма того же Юсупова «Бабич» и детище Айнура Аскарова - романтическая комедия «Из Уфы с любовью». О том, как снимался последний, нам рассказала команда художников – Айгуль Байрамгулова, Алия Байрамгулова, Руслан Магалимов, Ляйсан Галеева и Ренат Фаттахов.
Likes: На экране мы видим конечный результат. С чего начинаются съемки кинофильма?
Айгуль: «В первую очередь, сама история - сценарий. С ним режиссёр идет к художнику-постановщику. Ведь камере надо что-то снять. Подключается целая делегация профессионалов. Оператор, режиссер вместе с художником работают над раскадровкой, разрабатывают буквально все до мелочей. Начиная от главных сцен, заканчивая местами, где будут стоять камеры.
Руслан: «Раскадровка создавалась прямо на локациях. Целыми днями ездили по объектам, рисовали их и представляли, как все это будет сниматься. Был даже такой курьез. Доехали до места, машины поставили, только начали рисовать, а в это время эвакуатор увез автомобиль. Пришлось за ним ехать».
Likes: Как проходили съемки?
Руслан: «Изначально планировалось только 40 съемочных дней, но снимали, в общем, около 70 смен. Как обычно это бывает, в начале все такие бодрые, а в конце съемок уже вымотанные. Хорошо, что есть такая традиция, как «шапка», когда съемочная группа собираются и отмечают окончание проекта».
Алия: «У Айнура был день рождения на съемках, но мы не смогли полноценно его поздравить. В день «шапки» устроили ему сюрприз - подарили настоящий профессиональный режиссерский стул».
Likes: Как проходил поиск локации для фильма?
Айгуль: «Искали долго, пересмотрели всю Уфу. Помню даже, что съемки шли полным ходом, а мы параллельно ездили по городу, выбирали места. В итоге в фильм вошло 30-35 локации, в три раза меньше, чем планировали».
Руслан: «Бывает так, что художник нашел объект, а он не подходит. Целую неделю выбирали дом героя Шамиля, а мы его не смогли снять. Но нашлась альтернатива получше – дом-музей Тюлькина».
Айгуль: «Его нам, кстати, предложил сам Айнур Аскаров, который, будучи не коренным уфимцем, хорошо знает город. Мы все воспринимаем музей как только музей. А он сумел разглядеть в нем дом. И получилось все идеально: и веранда, выходящая во двор, и вид на ночной город».
Руслан: «Локация деревни тоже выбрана не случайно. Там уже проходили съемки нескольких фильмов. Прекрасный пейзаж, красивая природа, да и сама деревня Таш-Асты. Горная местность имеет свое значение - главного героя зовут Урал. А скала Уклыкая – это уже начало Уральского хребта. Вот такой ассоциативный ряд. Было также важно показать разницу между деревней и городом. Ведь главный герой вышел из маленького аула, из тесноты, и попал на раздолье, где дороги, постоянное движение и быстрые машины. Ему трудно привыкнуть к таким условиям. Там, где были одни горизонтали, появились вертикали. Это тоже драматургически построено».
Likes: Как создавались образы героев?
Айгуль: «Художник по костюмам рисует эскизы, только потом начинается поиск одежды. Что-то покупалось, что-то подбиралось из своего. Если взять кадры в деревне, то там был необходим старый, ношенный наряд. Для городского молодого человека, как Фарид, это, конечно, только модное и новое».
Алия: «Аскар Нагаев был сразу выбран на роль Урала, так что мы подбирали одежду под него. Смотрели экипировку дембеля, учитывалось все до мелочей: войска, нашивки, положение головного убора и даже прическа. В фильме все действие происходит за два дня, а снималось несколько месяцев. Так что, Аскару приходилось по многу раз делать одну и ту же стрижку.
Для образа Фарида пришлось потрудиться. Режиссёр видел героя хипстером, модным, и даже жестким человеком. Актёр же Эмиль Амиров совершенно из другого теста. После того, как сделали прическу, он был в шоке. Неделю не мог прийти в себя, ему претил имидж героя. Айнур Аскаров даже посоветовал ему, не слушать нас и одеваться, как ему хочется. В итоге Эмиль вжился в этот образ и прекрасно сыграл свою роль. Вопросы были и с героиней Сашой. Актриса Полина Смыковская красивая и женственная, так что нам пришлось потрудиться, чтобы сделать из нее «пацанку». А вообще ей не очень повезло, потому что в жару она ходила в ботинках, а легкие платья носила в холод».
Likes: В чем заключалась работа гримера?
Ляйсан: «На съемках было очень жарко, у актеров тек грим. Приходилось раз за разом поправлять или новый наносить. Плюс, если, например, седину делаешь, то она в течение всех съемок должна быть одинаковой. То же самое и со стрижкой, и шрамом. Были такие моменты, что царапина засыхала и все переделывали заново. С мейк-апом было полегче. Все артисты молодые, поэтому мы отказались от агрессивного, напротив, выбрали более нежный и естественный макияж».
Likes: В фильме много необычных реквизитов, как самолеты, кандалы и кольцо.. Расскажите про них.
Руслан: «Для «Из Уфы с любовью» сделали единственные в своем роде реквизиты. Например, плита на могиле и кандалы на руках Урала. Такие вещи никто под заказ не делает. Творили сами. «Киношные» вещи на камере смотрятся крупно. Если есть какие-то недочеты, то они сразу в глаза бросаются. Приходилось внимательно следить за камерой, подставлять вещи и корректировать, чтобы не было «киноляпов», когда что-то есть на столе и, хоп, его уже нет».
Айгуль: «Важным элементом сюжета было кольцо. Искали его очень долго, прошлись по всем антикварным магазинам. Всё не могли найти то, что хотелось видеть в кадре. Думали даже купить новое и специально состарить. В итоге нашли антикварный магазин на Новомостовой. Его хозяин - большой коллекционер колец. Как только увидели этот перстень, то разом поняли – вот оно, наше бабушкино кольцо. Хозяин сразу согласился нам его одолжить».
Likes: Талант Айнура Аскарова неоспорим. Расскажите, какой он режиссер?
Ляйсан: «Айнур Аскаров - очень терпеливый человек. Как бы ему ни было тяжело, он всегда тактичен в высказываниях».
Руслан: «К тому же он думающий режиссер. Вот взглянешь на Айнура, и видно, что он вынашивает какую-то мысль. И ты его понимаешь».
Ренат: «Первое и главное впечатление об Айнуре – он знает, что делает. Каждый день приходил и говорил: «Давайте сегодня сделаем вот так». Мне не всегда было понятно, почему именно так снимали. Лишь потом при монтаже понял, что он пытался еще тогда сказать. В этом и заключается работа режиссера – четко донести мысль до зрителя. Айнуру Аскарову это удалось».
Likes: Какие моменты во время съемок больше всего вам запомнилось?
Алия: «Хорошие впечатления остались после съемок на теплоходе. С ним, кстати, забавная история связана. Администратор звонит и говорит, что нашли теплоход, замечательный просто, такой, какой надо. У нас по сюжету нужен открытый и чтоб «волосы развевались». Приезжаем, а он совершенно не подходит - закрытый, ржавый и советского типа. А рядом стоит еще один и практически идеальный для съемок. У Айнура есть прекрасное качество – он умеет быстро договариваться (смеется). Все было решено и сотрудники теплохода даже снялись в массовке на свадьбе».
Айгуль: «Мне понравились съемки застолья в деревне. Первоначально хотели сделать стол празднично накрытым, как обычно это бывает, с яствами и пирогами. Но мы передумали. Раз это сон, почему бы не добавить чего-то футуристического. Поэтому накидали яблок и создали некий сюрреализм. К тому же был красивый закат и теплая ночь, все это отложилось в памяти»
Руслан: «Я вспоминаю съемки возле памятника Салавата Юлаева! Особенно когда они закончились! (смеется) Было очень холодно, лил беспощадный дождь, я мог думать только о горячей ванне!»
Ляйсан: «Мой самый любимый момент, пожалуй, это когда я гримировала Эмиля, а он в это время играл на пианино».