Анастасия Ужегова (Mono Abel), менеджер по кадровой работе
Анастасию знают как ветерана уфимского косплея, у неё множество наград с фестивалей и многочисленное фан-сообщество. Помимо основной работы в «Dasko Group», она проводит мастер-классы по крафту в мастерской «Артефакт». Анастасия рассказала Likes о том, как косплей может помочь в обычной жизни и на работе.
Самый последний косплей
«Коллеги знают о моём увлечении и положительно к нему относятся, постоянно интересуются, как идёт работа над новыми образами, и не собираюсь ли я придти на корпоратив в сценическом костюме. Сейчас растёт интерес к косплею и за пределами тусовки, но внимание публики для меня не так важно, как сам процесс создания костюмов, который я очень люблю. Однако красивые фото и отзывы зрителей после дефиле вдохновляют меня на новые работы.
Косплей требует больших затрат на ткани, парики и расходные материалы, но зато это хобби помогает развить многие полезные навыки. Например, можно научиться моделировать и шить одежду, делать причёски и сценический макияж, позировать для фото и так далее. Я сама создаю аксессуары и атрибутику для своих персонажей (например, оружие, доспехи и украшения), поэтому неплохо разбираюсь в стройматериалах, и ремонт дома своими руками меня уже не напугает».
Лейсан Сайфуллина (Lessa), инженер по охране окружающей среды
Лейсан — главная эльфийка города У., чьи образы по мотивам Варкрафта (прим.: серия компьютерных игр и фильмов «World of Warcraft») не оставляют равнодушными как фанатов игры, так и всех ценителей неземной красоты. Мы спросили у Лейсан, сколько стоит создание костюма, и можно ли заработать на косплее.
«Создание простых костюмов обходится примерно в 5000 руб., а затраты на мои последние работы превысили 10000 руб., причём без учёта работы и мелких расходников. Отдельной строкой идут расходы на фотосессии и участие в фестивалях в других городах. Заработать на своём хобби рядовому косплееру сложно, потому что для этого нужно добиться большой популярности в сети. Однако можно частично окупить свои затраты за счёт победы в конкурсах или продажи костюма после показа на фестивале.
Для меня «отдача» от косплея связана в первую очередь с положительными эмоциями от работы над костюмом, участия в показах и общения со зрителями. Поначалу в косплее меня больше всего привлекала возможность примерить яркий образ, ловить на себе взгляды и вспышки фотокамер. Сейчас же я стала больше удовольствия испытывать от творческого процесса: разработки эскизов, выбора материалов, пошива и конструирования. В работе над костюмами мне нередко помогают мама и сестра, которая раньше тоже занималась косплеем».
Дарья (Dasha Skywalker), студентка
Дарья — молодой косплеер, на счёту у которого уже множество наград и различных образов — от героинь аниме до персонажей комиксов «Marvel» и телесериалов. Дарья рассказала о том, как она выбирает образы для косплея и борется со стереотипами.
«Нередко после просмотра захватывающего фильма мы фантазируем о его героях и мечтаем пережить те же приключения. Косплей помогает мне справиться с этой жаждой приключений и перевоплотиться в любимых героинь. Я люблю работать с необычными костюмами, поэтому я выбираю близких мне персонажей, у которых интересная внешность. В Уфе пока очень распространено заблуждение, что косплей — это детское увлечение, с чем я стараюсь бороться. На самом деле в косплее нередко встречаются далеко не детские образы, и пара довольно откровенных костюмов есть и в моём арсенале.
Бытует мнение, что девушки используют провокационные образы в погоне за популярностью, но это не всегда так. Кто-то делает костюмы из интереса к персонажу, а кто-то — исключительно напоказ. Пожалуй, я не вполне одобряю «показной» косплей, но если человеку комфортно, то это его дело. Больше всего раздражает тот факт, что открытые женские костюмы, как это ни парадоксально, задевают в основном мужчин, которые считают их «неприличными». К сожалению, мы живём в таком обществе, где мужчины могут свободно фотографироваться и разгуливать топлесс, а женщины не имеют права распоряжаться своей красотой».
Маргарита Ишмаева (Dzeta), фотограф
Маргарита занимается не только косплеем, но и профессиональной съёмкой косплея. Фотостудия «Dzeta&Aiger» получила известность в Уфе именно благодаря ярким фото с участием косплееров, но там же можно заказать и традиционные портретные или свадебные фотосессии. Многие снимки студии использованы в данном обзоре, их можно узнать по логотипу «DA». Маргарита рассказала о том, как изменился мир уфимского косплея за последние 10 лет.
«Я начала заниматься косплеем в далёком 2007-ом, и тогда люди относились к этому с опаской или иронией. Да и костюмы были, откровенно говоря, практически собраны на коленке. За последние годы уровень значительно вырос: фото косплееров сейчас трудно отличить от кадров из фильмов или игр. Если кто до сих пор считает косплееров «фриками», то уже скорее в положительном смысле. Во время фестивалей и уличных фотосессий к нам часто подходят, чтобы сфотографироваться — в восторге не только дети, но и взрослые.
Раньше в Уфе были очень популярны косплей-сценки, сейчас, увы, их стало меньше. Мы с друзьями, группой «Ки-ран», делали постановки, в которых участвовало более десяти человек. Это незабываемый и ценный опыт, начиная от стадии подготовки (проработки костюмов, сценария, репетиций) и заканчивая общением со зрителями после выступлений. Не каждый может стать актёром театра или кино, но косплей дал нам возможность прикоснуться к этому миру. Сейчас я больше времени уделяю косплей-фотографии, а также выступаю ведущей на фестивале «Анимау». Но я не собираюсь совсем забрасывать занятия косплеем — недавно я начала подготовку к новому большому проекту по играм «Fallout»».
Нэла Ноцина, копирайтер и видеограф
Нэла — косплеер с 6-тилетним стажем и по совместительству руководитель творческой студии «Gensei Studio». Одно из направлений работы студии — это видео-продакшн, в частности съёмки трейлеров и обзоров фестивалей, а также свадебные или репортажные видео. Нэла рассказала о том, как занятие косплеем связано с различными творческими стихиями.
«Быть моделью в мире моды — это совсем не то же самое, что быть моделью в косплее. Здесь нужно не просто продемонстрировать костюм, но и отыграть персонажа, рассказать его историю и познакомить зрителя с его душевным миром. Косплей даёт возможности для раскрытия различных творческих способностей: от прикладных искусств до актёрского мастерства и хореографии. Благодаря коллективу «Gensei Studio» мне удаётся развивать навыки в видеосъёмке и монтаже, создании костюмов и атрибутики, а также осваивать азы профессий режиссёра и журналиста.
Не побоюсь заявить, что «Gensei Studio» — это уникальная площадка, которая позволяет подросткам найти себя в творчестве, овладеть полезными профессиональными навыками, а также научиться работать в команде и достигать поставленных целей. Пожалуй, лишь немногие зарабатывают непосредственно на косплее — например, на изготовлении и продаже костюмов и атрибутики. Однако я с уверенностью могу заявить, что опыт косплеера был мне полезен и в основной работе, и в бизнесе».
Алиса Керенская, студентка
Все, кто хоть как-то причастен к косплею, знают, что образ Харли Квин пытались копировать многие девушки, но мало кто в этом преуспел. Косплеить настолько популярного персонажа непросто, ведь тут всегда найдётся сотня-другая знатоков, но Алиса отлично с этим справилась. Она рассказала, как ищет «своего» персонажа и относится к критике.
«Конечно же, все предпочитают косплеить своих любимых персонажей, но я считаю, что образ также должен подходить по типажу. Однажды я делала костюм для своей сестры, потому что персонаж и костюм мне очень полюбился, но я совершенно не подошла бы к нему в качестве модели. Однако мне нравится и сама работа над созданием костюма — как правило, все детали я делаю сама. В интернете много инструкций по косплею, так что методом проб и ошибок можно выполнить даже сложные элементы.
Публика почти всегда неоднозначно реагирует на откровенные образы девушек-косплееров. Кто-то оценивает их только по внешности, а более адекватные зрители обращают внимание на схожесть с персонажем и качество исполнения. Увы, есть и те, кто позволяет себе оскорбления в адрес девушек, их внешности или «неприличного» поведения. Существует стереотип, что девушки с роскошной фигурой не умеют, да и не хотят делать сложные костюмы, что, конечно же, является обычным проявлением сексизма».
Дарья Санникова (Изуми), дизайнер
Работы Дарьи — одни из самых ярких и запоминающихся в уфимском косплее. Дарья отдаёт предпочтение мистическим и пугающим образам: её персонажи могут передвигаться на ходулях, отращивать рога, когти и гигантские клешни или даже механическую голову (любители классики тут могут провести аналогии с городничим «Органчиком»). Мимо этой страшной красоты мы точно не можем пройти и интересуемся, где автор черпает вдохновение.
«Я воплощаю те идеи, которые запали в душу: любимых персонажей из игр, аниме, фильмов или концерт-арта. При этом мне интересны непростые костюмы — масштабные, со сложной конструкцией. Например, в образе Stilt Spirit (прим.: «Дух-ходулочник»), созданном по мотивам творчества Хаяо Миядзаки, используются ходули, так что, помимо создания костюма, мне нужно было научиться в нём передвигаться. Эти тренировки заняли, кажется, около недели.
В среднем на изготовление костюма у меня уходит от недели до месяца, что, конечно, во многом зависит от того, сколько часов в день я уделяю очередному проекту. Косплей для меня — это, в первую очередь, любимое хобби, благодаря которому я ещё и отрабатываю навыки, которые нужны в работе дизайнера: например, отрисовка элементов костюма, работа с резаком и т.д. Также иногда я выполняю крафт на заказ, но это не основной заработок для меня».
Александра Маслова (San'ka), иллюстратор и крафтер
Кажется, вы уже видели сложные и детализированные доспехи, но потом вы смотрите на работы Александры и понимаете, что предела совершенству нет. У Александры своя студия, где можно заказать крафт, который точно проще заказать, чем делать самому. Мы спросили у неё, каков спрос на такие услуги и где этому научиться.
«У меня есть заказчики из Уфы и других городов. Надо признать, что спрос на крафт немного хаотичный: иногда происходит затишье, а иногда приходится несколько месяцев работать в режиме аврала. Я зарабатываю фрилансом и, помимо косплея, также делаю художественные иллюстрации на заказ. Так что какие-то проекты есть всегда: либо доспехи, либо иллюстрации.
Технику крафта я осваивала по большей части самостоятельно. Во время обучения в институте (прим.: УГАЭС) у нас была небольшая практика на уровне знакомства с некоторыми материалами, но специальное обучение по лепке или пластике я не проходила. Для своих собственных образов я всегда выбираю персонажей, у которых сложные костюмы с доспехами. С каждым разом крафт удавался мне всё лучше, и постепенно я научилась делать большие и сложные доспехи».
Алена Андреева (Junka), модельер-конструктор
Алёна работает преимущественно с одеждой — моделирует и шьёт костюмы, в том числе с рисунком по ткани или вышивкой. В свободное от косплея время Алёна работает в ателье, а также моделирует и шьёт на заказ сценические костюмы и повседневную одежду в своей студии. Пользуясь случаем, мы узнали, сколько стоит пошив костюмов для косплея или необычных нарядов для повседневной жизни.
«Заказы для косплея сильно различаются по сложности: от японской школьной формы до бальных платьев с корсетом и вышивкой. Поэтому стоимость пошива сильно варьируется — от 3000-5000 руб. за костюм средней сложности до 25000 руб. за эксклюзивные проекты. Сейчас косплееры часто заказывают пошив одежды у профессионалов, потому что средний уровень и требования по качеству на российских фестивалях достаточно высоки. Думаю, примерно половина косплееров в России заказывают пошив костюмов, и в будущем это число будет расти.
В Уфе разработка оригинального костюма модельером по мотивам какого-то образа может стоить от 1000 руб., в эту работу входит создание эскиза одежды. Дальнейшие расходы зависят от материалов, сложности работы и сроков пошива, так что сложно определить «вилку цен» — это очень индивидуально. В целом спрос на повседневную одежду в стиле фэнтези сейчас растёт, а модные показы по мотивам фантастических фильмов уже никого не удивляют. Например, наряды из кинотрилогии «Голодные Игры» разрабатывали именитые дизайнеры — такие, как Александр МакКуин. В России тоже появляются дизайнеры и ателье, которые специализируются на пошиве фэнтези-костюмов».
Дарья Колосова
Дарья — начинающий косплеер из Уфы, которая привлекла к себе внимание ярким образом Psylocke из вселенной комиксов «Марвел». Героинь «Марвела» непросто косплеить из-за того, что ведь здесь очень важно внешнее сходство, которого нельзя добиться только за счёт добротного костюма. С этим образом Дарья справилась великолепно, но скромно отказалась давать интервью, ссылаясь на то, что у неё пока небольшой опыт в косплее. Что ж, будем ждать новых интересных образов.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.