Публика недоумевала. Интернет-среда до сих пор хранит отзывы от поклонников Manhattan: «Я слушал это радио. Впервые появилась вещь, за которую я мог бы гордиться Уфой! Ведь всё это время меня преследовало ощущение, что станция такого уровня абсолютно точно должна быть федеральной. А потом оно пропало. Почему?»
Татьяна Димитриади: Равиль, почему? (Прим.ред.: Равиль Зарипов – создатель, управляющий, а затем и соучредитель радио MNHTTN)
Равиль Зарипов: Ряд жизненных обстоятельств: в какой-то момент у моего тогда еще партнера и друга как-то не сложилось на работе в «белом доме». Да так, что за ним началась охота. Под ударом оказалось все, к чему он имел какое-либо отношение, в т.ч. и в офисе радио Manhattan 1 апреля 2011 г. начались «маски-шоу» с выемкой документов и т.п. Потом у меня был разговор в кабинете одного из замминистра МВД с предложением продать радио «уважаемому человеку» за бесценок. Решили продать. Правда, другим и по рыночной цене. Была еще одна причина – после 2008 года радиобизнес очень сильно просел в доходах и начал на глазах терять свою стоимость.
Т.: Ушли вы не сразу, а перешли на интернет-вещание
Р.: Да, это был такой эксперимент, который продлился полгода. Однако время показало, что перспектив, с точки зрения экономики, в интернет-вещании нет.
Т.: А позже был ещё и интернет-журнал для планшетов и смартфонов «MNHTTN» с интересными материалами...
Р.: Да, это был ещё один такой уникальный для Уфы проект. Я как раз начал пробовать себя в digital media. Но его потом также закрыли, поскольку это направление было слишком узким, а работать долго на грани рентабельности не интересно.
Т.: Если вернуться в начало, какова была основная идея создания радио «Manhattan»? Как возникла эта идея? Помните тот день и обстановку?
Р.: Конечно. Здесь уместно рассказать о двух составляющих: первой – история судьбы радиостанции с частотой FM102,5, и второй – рождение проекта Radio Manhattan.
Начну с начала. Есть такой человек – Сергей Веремеенко, дай Бог ему доброго здоровья. Решил как-то он вступить в предвыборную гонку за трон Президента РБ. Под это дело купили компанию с ТВ и лицензией на вещание Уфе. Меня тогда пригласили в качестве местного управленца для запуска телеканала «ТНТ-Уфа». Телеканал в Уфе мы запускали быстро, тихо, с трудом – нам очень мешали, но, в конце концов, все получилось.
После покупки ТВ, задумались о приобретении радио. Я предложил купить у ЦДУМ радио «Булгар» с частотой 102,5. Напомню, что все это медийное добро приобреталось под выборы, а когда в белокаменной определились с Президентом РБ, телеканал и радиостанцию закрыли буквально за один день.
Тогда я заинтересовался будущей судьбой частоты FM102,5. В какой-то момент местные игроки радиорынка начали прикидывать кому достанется частота, когда лицензию на нее аннулируют (конечно, не без помощи одного из них). На тот момент радиостанция представляла из себя лишь ряд теряющих свою силу документов и небольшой набор радийного оборудования в гараже.
Перспективы были не ахти. К какой-то момент мне удалось попасть на встречу к Веремеенко и я предложил: «Сергей Алексеевич, дайте мне радиостанцию в долгосрочное управление. Я ничего не прошу, прошу лишь отдать мне её сейчас, иначе скоро от нее ничего не останется совсем». Он согласился. Так на собственные деньги я запустил чужой бизнес.
Помог мне делающий карьеру в уфимском белом доме тогда еще друг Ростислав М. Местами было очень занятно наблюдать, как он умело успокаивал чиновников, которые несли что-то про «врагов Бабая» или просто – «а может не надо?» Не просто так, конечно. Забегая вперед, после совместного выкупа уже успешного проекта, бесконечно уважаемый мной представитель его семьи стал моим паритетным партнером в этом проекте. Но до этого все финансирование запуска и все связанные с этим риски были только на мне. В новый 2005-ый я вошёл в приличном минусе. Неопределенностей было много, но радиостанция 7 января всё же начала свое вещание.
Почему «Manhattan».... Мы рассматривали разные варианты, чем заполнить эфир. Как и многие участники радиорынка, думали сначала о простом варианте - пустить в эфир московское сетевое радио. Рассматривали «Монте-Карло». Но препятствием стала лицензия, где было четко написано, что у нас должно было быть собственное вещание. Менять ее было долго, дорого и опасно. В итоге мы решились на создание местной радиостанции, полностью с собственным вещанием. Наполнить волну лишь зарубежной музыкой с минимальным количеством разговоров в эфире было моей идеей. Под эту концепцию мы подбирали название. Вариантов было множество, одним из которых был «Manhattan». Хотелось в названии чего-то далекого и «не местного»… не знаю... Бруклин, Чикаго, чего-то такого. «Манхэттен» зашел, точнее, зазвучал сразу.
Т.: Вы прибегали к социальным исследованиям, собирали мнения о контенте с момента запуска радио? Как вообще формировался контент?
Р.: Тут важно сказать пару слов о команде. Над запуском Radio Manhattan кроме меня так же активно работали Геннадий Разумикин (известный тогда как DJ Sapiens с большим опытом работы на радиостанциях «Серебряный дождь» и «Максимум» и др.) и известный многим в Уфе Артём Клименко. Гена отвечал за эфир и общее управление, Артем – за продвижение и продажи. Много важного сделал Олег Степанов – наш бессменный главный инженер.
Весь музыкальный контент формировался без каких-либо предварительных исследований. Мы подбирали музыку, которая нравилась лично нам. Представьте: в эфире FM102,5 звучало то, что нравилось Равилю, Гене и Артему! Ну, где-то там неподалеку еще требовал попсы Слава. Какие там социальные исследования...
Т.: Изменялось ли мнение аудитории относительно контента? Что о нём говорили, что слышали вы?
Р.: Да, обратная связь была. Мы постоянно мониторили мнения, людям нравилось! Был один момент в начале, когда нам говорили: «Музыка хорошая, но она постоянно повторяется!». Тогда я, вспомнив математику, взялся разрабатывать наш уникальный алгоритм выхода музыки в эфир. Не знаю, использует ли сейчас кто-то нечто подобное. Может быть, никто.
Мы разбили музыку на 4 категории: 1 категория – 10 треков активной ротации, 2 категория – несколько сотен того, что очень популярно, 3-я – пара тысяч «очень наших» песен, а 4-ая – просто до 20 000 подходящих треков под наш формат. Треки переходили из одной категории в другую, соответственно могли попадать в эфир от нескольких раз в день до раз в две недели. Крайне редко повторялись в одно и то же время. Это чистой воды математика, и эта модель сработала. Со временем люди перестали жаловаться на повторы, ну а мы продолжали подбирать музыку на свой вкус. Местами спорили, конечно. Гена «удобрял» плей лист больше роком, я часто просил разбавлять джазом, электронной и спокойным роком, свое видение было и у Артема. Мнений было много, как-то договаривались – скучно не было. Так и родилось Radio Manhattan.
Т.: А кто был вдохновителем идеи пригласить лучшего преподавателя английского для записи джинглов на английском языке? И почему именно на английском, не на французском и польском вперемешку, например?
Р.: Нам показалось, что неплохо было бы пустить историю о том, что Radio Manhattan пришло из-за рубежа, и в Уфе его просто включили как сетевую станцию. Мы пустили в массы легенду, в которую все охотно поверили. Долгое время никто и не предполагал, что эта радиостанция делается ребятами из Уфы. Все казалось, что это иностранный проект. Потому и джинглы должны были быть на английском. Когда начали искать человека с хорошим английским, знакомые рассказали нам о прекрасном человеке, Риме Газизовиче. Попробовали, записали – великолепно. Его бархатный тембр звучал просто идеально.
Т.: Он, кстати, легко тогда согласился на участие в проекте? Его, наверное, позже узнавали на улицах и удивлялись, что он преподаватель факультета романо-германской филологии БГУ?
Р.: Да, согласился очень легко, ему самому это было интересно, идея понравилась. Со временем он стал звездой на своём факультете, за спиной он не раз слышал: «Радио «Manhattan» пошёл... Радио «Manhattan» пошёл...».
Т.: А кто придумывал перебивки?
Р.: Участвовало несколько человек. Нам помогал Рустем Галеев. Он накидал пословицы и эти крылатые фразы. И сам Рим Газизович достаточно много предложил. Из команды много кто предлагал, могу всех не вспомнить... Рустема помню, РимГаз тоже сам..
Т.: Рим Газ...Это Вы Рима Газизовича так называете?
Р.: Ну, много кто его так называл (смеётся), и мы подхватили. Он вообще с большим интересом и удовольствием участвовал в записи.
Т.: Насколько я помню, на «Manhattan» почти не было рекламы, и это привлекало, вероятно, в первую очередь. Затем цеплял контент. Но за счёт каких ресурсов радиостанция жила и развивалась?
Р.: На самом деле, реклама была, но в отличие от других сетевых радиостанций у нас её было меньше. Почему? Всё очень просто. Рекламные блоки сетевых радиостанций включают в себя как федеральные блоки с рекламой, так и региональные, местные. На «Manhattan» же была лишь местная реклама. Кроме того, рекламных блоков было мало – всего два-три в час, уже не помню точно. Поэтому и казалось, что рекламы меньше. Естественно, реклама – это источник дохода, и она полностью окупила запуск и содержание станции, а также приносила доход. Вот вам простой факт: запустили радиостанцию в начале года (7 января 2005 г.), а уже в мае этого же года затраты на запуск радиостанции мне полностью вернулись. Все заметили, что интересная радиостанция: музыка хорошая, разговоров в эфире мало, от других мы отличались очень сильно. Рекламодатели начали голосовать рублём.
Кстати, когда радиостанция стала успешной, представители банка господина Веремеенко (не лично он, но его люди) позвонили мне с требованием предоставить все документы. На мой вопрос, с чем связан их звонок и требование, я получил ответ: «Готовим к продаже». Это, конечно, очень отклонялось от первоначальной концепции. Начался период сложных переговоров. На финише я снова встретился с Сергеем Веремеенко. Надо отдать ему должное – ничего он не забыл, пошёл навстречу и предоставил мне первому право выкупа. Если до этого момента я был просто управленцем, после выкупа было приятно осознать себя совладельцем проекта. Кому досталась другая половина – я уже сказал.
Т.: Итак, радио, созданное с интересной легендой, наполненное музыкой по вкусу трёх креативных людей. Но, вероятно, вы рассчитывали изначально на конкретную аудиторию. На кого именно? И кто в итоге стал слушателем?
Р.: Скажу так: если бы я сейчас занимался радио-бизнесом, конечно, я всё построил бы иначе. Сейчас и времена другие, конкуренция за скромные региональные рекламные бюджеты более жёсткая. Пришлось бы изначально делать ставки на ту аудиторию, которая принесёт доход – то есть на многочисленную. И тот факт, что сейчас на FM102,5 звучит чуждый мне шансон, с точки зрения бизнеса меня ни капли не удивляет. А тогда мы были все немного романтики и делали то, что нам нравится. Мы были уверены, что будет легко делать бизнес на той музыке, которая нравится нам. И про аудиторию мы не очень думали. Конечно, это смешно с точки зрения бизнеса. Никто так не делал, но мы стартовали именно так. И вышло хорошо, слушали нас и бизнесмены, и средней руки менеджеры. Такая, знаете, прогрессивная, зарабатывающая прослойка уфимцев. Доходы были, в том числе и благодаря их вниманию. Хотя, нужно признаться, в сравнении с сетевыми радиостанциями нам было не так легко. Мы не были холдингом и не могли предложить рекламу в эфире двух станций по цене одной. Но, тем не менее, мы работали и преуспевали. В брифах мы определяли аудиторию Radio Manhattan как слушателей в возрасте от 15 до 40 лет, высокообразованных, способных принимать решения, имеющих доходы и определённую покупательную способность.
Т.: И к ним примкнули студенты?
Р.: А студенты что, не люди? Эфир был наполнен качественными композициями, поэтому и «заходил». Да и время настоящих музыкантов тогда еще не прошло. Мы сами тогда были немного старше тех, кого вы относите к студентам (тогда нам было примерно по 27 лет). Ну и никаких форматов топ 40 с псевдохитами. Только лучшее. А если надоедало, то трек сразу улетал в категорию с редкой ротацией.
Т.: Радио «Manhattan» начало своё вещание в начале 2005 года. Вскоре появилась возможность прослушивать эфир в интернете. В феврале 2012 года в городе начала появляться реклама радио «Шансон» на волне 102,5 FM. 5 апреля 2012 радио «Manhattan» прекратило своё FM-существование, полностью уйдя в интернет, а теперь и этого нет. Столь качественный контент, поклонники, и всё закончилось? Многие сейчас спросили бы: «Неужели никак нельзя было спасти радиостанцию?»
Р.: Миром правит экономика, а в ней все просто и жестко – минус убивает любой хороший проект. Радиостанция процветала до кризиса 2008 года, после весь радиорынок просел. Да, мы окупали свои расходы, но доход был, прямо скажем, невысок. А еще, когда к тебе приходят люди в погонах, система даёт недвусмысленный посыл и становится понятно, что бизнес, который хоть чего-то стоит, легко может превратиться в ноль. Может быть, если я был бы 100% собственником волны и на меня никто не охотился, я бы оставил радио даже с плохой экономикой. Но бенефициар второй половины проекта оказался в опале, и мои перспективы по данному проекту рисовались невеселыми. Спасти ситуацию как-то иначе не представлялось возможным. Ну и лучшим решением тогда было продать.
А по поводу возможного будущего Radio Manhattan - эфирное радиовещание рано или поздно станет цифровым. Для каждого из нас это будет означать – тысячи локальных радиостанций в вашем авто. Тогда можно будет возродить проект.
Т.: То есть, «Manhattan» ещё может вернуться?
Р.: Может. Но, вероятно, уже не как бизнес.
Т.: Равиль, Вы – известный антикризисный менеджер, чрезвычайно умный человек. Скажите, чтобы запустить свой бизнес (неважно, какой), какие три этапа в становлении этого бизнеса должен пройти бизнесмен?
Р.: Спасибо! Первое – это чёткое желание его сделать. Причём желание не аморфное, из серии «неплохо было бы денег заработать», а чёткое желание добиться результата в конкретном проекте в ограниченный срок. Надо очень сильно этого захотеть. Второе – сделать огромную работу, чтобы всё запустилось и довелось хотя бы до самоокупаемости. Часто даже это сделать непросто. Третье – удержать. Делать всё, чтобы твоя услуга была нужна твоему клиенту. Не терять позиции.
Т.: Уфа – город, где Вы родились и запускали проекты, сейчас Вы заняты в Москве. А что сможете пожелать башкирской столице?
Р.: Экономического процветания. Ведь когда в городе здоровая экономика, развивается средний и малый бизнес, тогда потихоньку поднимается и культура, и спорт, и СМИ, и всё остальное. Когда экономика умирает, за ней деградирует все. Всем нужны деньги, даже очень идейным и творческим горожанам.
Т.: Посоветуйте любой музыкальный трек, который стоит послушать нашему читателю прямо сейчас.
Р.: (после почти тридцатисекундной паузы) Я пытаюсь понять, то ли мне вспоминается сейчас просто одна из любимых групп, то ли трек символичен... и ассоциируется с духом этого радио. Давайте так: моя любимая группа – «Depeche Mode». Проходят года, но эта музыка для меня не устаревает. И лучший концерт, что я посетил, это был концерт «Depeche Mode» в Киеве. А послушать прямо сейчас я посоветую их бессмертную композицию «Enjoy the Silence».
Т.: Вас этот проект как-то изменил?
Р.: Наверное, да. Могу даже сформулировать короткие тезисы:
- Делай то, что тебе нравится – это большой кайф!
- Успешные люди идут навстречу новичкам, которые способны делать дело.
- Когда ты рискуешь своими деньгами – многие просто наблюдают. Когда ты побеждаешь – будь уверен, твою удачу найдется, кому поделить.
- Когда владельцем твоего проекта называют кого угодно, только не тебя, улыбнись.
- Большая политика может помочь тебе в начале твоего большого проекта, а может очень быстро его утопить.
- Друзья в твоем бизнесе будут принимать не лучшие для тебя решения. Есть большой риск потерять и друзей, и бизнес.
- Продавать надо вовремя.
- Откажись от всего, что не заставляет тебя улыбаться по утрам.
Playlist: Александр Пахомов, программный директор радио MNHTTN
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.