Живописец. График (акварель, рисунок)
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2013).
Обладатель Золотой медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2014, Москва).
Обладатель Серебряной медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2015, Москва).
Обладатель Серебряной медали «Достойному» Российской академии художеств (2017, Москва).
Член Союза художников СССР (России) с 1980 года.
Окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (ныне — Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, 1971–1977).
В 1983–1991 годах работал в Доме творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина» (Вышний Волочёк Тверской области), с 1991 года летом и осенью работает в деревне Вели Тверской области.
С 1977 года — экспонент республиканских, зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок.
В 1992, 1993, 1994 годах — экспонент Парижских Всемирных осенних художественных Салонов в Гранд Палас.
Персональные выставки экспонировались в Уфе, Салавате, Стерлитамаке (все — РБ), Москве, Нюрнберге (Германия), Гримсби, Хэтфилде (оба — Великобритания).
Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), в частных собраниях в России и за рубежом (Великобритания, Германия, Польша, Франция).
Художнику Р.С. Хабирову свойственна высочайшая степень самоотдачи творческому процессу. Он – один из тех талантливых представителей башкирских живописцев, приверженцев реалистического направления 1980-1990-х годов, кто успешно утверждает традиции этого искусства и в ХХI веке.
Рашит Султанович получил замечательную профессиональную подготовку на отделении станковой живописи Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Большую роль в этом процессе, а также в интеллектуальном развитии молодого живописца сыграли фанатическая отдача учебному процессу, а также годы пребывания в Москве с её крупнейшими в мире музеями, театрами и концертными залами. В уфимском музее он изучал полотна классиков, живопись М.В. Нестерова.
Возвратившись в 1977 году в Уфу, Хабиров окунулся в активную творческую жизнь коллектива башкирских художников. Это было интересное время, когда рядом работали известные мастера – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, обладающие индивидуальными поэтическими и живописными почерками, в чьих произведениях звучало высоко нравственное содержание. Важную роль в становлении Хабирова сыграла его работа в Доме творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина», где пленэрами руководили видные живописцы страны. Всё это заставляло думать, искать свой путь.
За сорок лет творческой деятельности Рашит Султанович сумел создать в своих полотнах особый художественный мир, отражающий его размышления о смысле и красоте бытия. Сегодня характер дарования этого живописца по степени серьёзности философско-нравственной позиции и профессионального уровня как нельзя более точно определяет понятие «мастер». Он много работает и создаёт произведения различных жанров.
С самых первых работ он заявил себя приверженцем портретного жанра, который широко представлен в экспозиции выставки. Это, прежде всего, обширная серия портретов деятелей башкирской культуры и искусства 1980-2010-х годов. Их отличает лаконизм композиционного решения: нейтральный фон позволяет автору подчеркнуть выразительность силуэтов и поз героев, а приближенное к зрителю изображение – вглядеться в их глаза и лица. Иногда лишь одна-две детали акцентируют сферу деятельности персонажа. Портреты написаны мастерски, в них – совершенство рисунка, убедительная передача портретного сходства, а главное, образная глубина.
В историю башкирской живописи вошли произведения Рашита Хабирова, воплощающие одну из основных тенденций изобразительного искусства республики – отражение национальной истории и жизни родного народа. Этой тематикой объединён цикл полотен мастера 1990-2010-х годов, среди которых композиции-натюрморты, изображающие предметы старинных башкирских женских и мужских костюмов, портреты. Название одного из них «Гузель из племени Кубаляк»(2016) говорит о том, что автор стремится к созданию типичного образа представителя определённого рода башкир и его задачей является убедительная достоверность в передаче его национального облика. В том, с каким эстетизмом и вниманием написаны детали костюма героини, её лицо, звучат чувства любви и уважения художника к народным традициям, к человеку, достойно их сохраняющему.
Композиционный портрет «Алпамыша-батыр»(2015) воплощает размышления живописца о стойкости, мужестве и красоте башкирского народа. Его персонаж – герой башкирского эпоса, богатырь, который сражался и побеждал в борьбе за порядок и справедливость на своей родине. Гибкая, подвижная фигура батыра, движение его рук, уверенным жестом направляющих тетиву лука, выражение лица – всё олицетворяет уверенность и мужественную собранность. Полыхающие краски осеннего пейзажа создают ощущение единения героя с природой и усиливают мужественное звучание полотна.
Героико-романтическим настроением пронизана и композиция «Яугир-юлы. Путь воина»(2016). В материальной осязаемости предметов и колористическом решении холста проявляется ощущение истории, окрашенной победным духом. Эти работы, также как полотна «Суган»(2013), «После похода»(2017) – это поэтическое посвящение художника своей малой родине.
С приятным ностальгическим чувством воспринимаются жанровые полотна Рашита Хабирова. Они основательны во всём – в продуманном сюжете, в умении глубоко прочувствовать содержание образов, неспешно и поэтично показать их зрителю, в совершенной манере письма, в крепости рисунка, и в композиции, лишённой случайности.
Интересный ход на стыке двух жанров предлагает автор в работе «Егор Копту. Сенокос»(2011). Он даёт конкретное имя герою, наделяет его физической силой и красотой, одновременно убеждая нас в том, что этот человек столь же красив внутренне. Он – один из тех, кто обладает силой души и ума, кто понимает ценность окружающего его мира. Художник показал мгновение, когда герой прервал своё действо, и в полную силу стали слышны тихие, волшебные звуки природы в пору раннего рассвета. Лирические интонации, привнесённые живописцем в картину, звучат столь же очевидно как его размышления о гармонии человека и природы, хрупкой и бесконечно прекрасной.
Поэтические, романтические ноты в творчестве мастера находят яркое выражение в его натюрмортах, пейзажах. Ни в одном из натюрмортов для художника никогда не было самоцелью передать только достоверность натуры. В них он строит новую реальность, в которой каждый предмет несёт поэтическую и смысловую нагрузку. Режиссура полотен даёт возможность зрителю понять духовный, эстетический посыл их создателя. Земное и духовное начала в работах мастера несут единое нравственное содержание. Это сближает его искусство с лучшими традициями русской реалистической школы живописи.
Образы, рождённые Р.С. Хабировым, говорят о зрелости его таланта, гуманизме и гражданственности его творчества.
развернуть