Сербский квартет Eyot регулярно называют европейским джазовым аналогом знаменитой американской группы Nirvana.
Как и любое громкое сравнение, оно не особенно справедливо, но в плане энергетики, веры в доступную форму подачи и равнодушия к реакции общества на нестандартные решения квартет под руководством Деяна Илиича и впрямь очень близок к гранжу в импровизационной музыке.
Eyot — коллектив из города Ниш, третьего по величине населенного пункта Сербии. Имея обширный опыт исполнения самой разнообразной музыки, в этом коллективе они реализуют общие для всех идеи, основанные на интересе к новому звучанию и смешению нескольких стилей. Результат, впрочем, куда ближе к джазу, чем может показаться на основе столь популярного в наши дни и мало что значащего описания. Если уж проводить аналогии, то для Eyot уместно подобрать более очевидных конкурентов, чем основатели гранж-рока, а именно — американское трио «интеллектуального джаза» The Bad Plus. От упомянутых королей жанра сербов отличает в первую очередь баланс между традиционным музыкальным содержанием и размазанной по громкости и ритму энергетикой, характерной для американцев. У Eyot этот баланс — в сторону содержания, что во многом обусловлено ролью лидера Деяна Илиича, большого специалиста и ценителя классического фортепиано.
Сильные стороны Eyot — это построение ансамблевого звука, довольно оригинально приглаженного по частотам, непередаваемая серьезность даже самых лиричных пьес и искреннее желание следовать одной концепции в масштабах всего концерта. Коллектив умеет и со вкусом использует введение в современный джаз некоторых приемов электронной и даже откровенно танцевальной музыки, но всегда делает это с большим тактом, останавливаясь задолго до того, как такое решение начинает размывать границы жанра. В их авторских произведениях (а играют Eyot исключительно собственную музыку) достаточно и фольклорного влияния их весьма непростой по этническому составу родины. Словом, это музыка для гурманов и интеллектуалов, не боящихся прилюдно называть себя таковыми.
У Eyot впечатляющая для столь молодого коллектива история выступления на представительных фестивалях и конкурсах: призовое место на Umbria Jazz Balkanic Windows Competition в 2009 году, крупные музыкальные форумы в Дубае, Германии, Болгарии, Греции, Румынии, Швейцарии, Великобритании, Индонезии, Китаю, легендарный фестиваль-выставка Midem во французских Каннах и даже российский фестиваль «Вэйсе-джаз» в Саранске.
В 2011 году группой издан первый сольный альбом, получивший название Horizon. С этой программой в 2012 году коллектив посетил Россию во второй раз и совершил небольшое турне по европейской части страны. В 2013 вышел второй диск Drifters, и он вновь был презентован в России, но на сей раз в рамках включения группы в программу странствующего фестиваля «МузЭнергоТур». А вот работу 2014 года, Similarity, сербские музыканты в Россию ещё не привозили, что и будет исправлено в предстоящем туре.