Интернет-ежедневник
 о развлечениях и культурной жизни Уфы. О событиях, местах и людях.


Нет, всё гораздо прозаичнее: ненужные декорации отправляют на помойку, костюмы убирают в «подбор». Ну а артисты, главная часть любой постановки, просто живут дальше, тщательно храня воспоминания о сыгранных когда-то ролях.

Но что гораздо интереснее, так это причины, по которым спектакли списывают. Likes.ru решил выяснить всю подноготную театральной сферы и рассказать про пять основных причин, по которым «умирают спектакли».

1. Пока она разваливалась

Современные спектакли большой формы преимущественно имеют достаточно габаритные декорации, которые со временем ломаются. И если костюм всегда можно заштопать, перекроить или заменить другим, то с разваливающейся конструкцией из металла, дерева и других материалов этого сделать нельзя. В таком случае художественный совет может принять решения не тратить деньги на восстановления декорации, особенно если спектакль не пользуется бешенной популярностью. Правда, не всегда декорация ломается естественным путём.

TRUE STORY: Бывший заведующий постановочной частью одного из уфимских драматических театров вспоминает:

– Был случай, когда конструкцию с идущего спектакля распилили практически на балки. Мы как раз тогда приняли на работу новеньких монтировщиков, которые, как они сказали, по ошибке сложили в «угол для хлама» двухэтажную, эмитирующую квартиру, декорацию. Ну а начальнику цеха металлоконструкций было велено всё лишнее распилить и сделать из нужных частей декорацию к предстоящей премьере. Потом ещё несколько лет в репертуаре театра числилась эта постановка, которую по объективным причинам, так больше ни разу и не сыграли.

WARNING: – Перед началом этого театрального сезона в Молодёжном театре встал вопрос о том, что сильно износились декорации к спектаклям «Отель двух миров» и «Радость нашего дома», – говорит специалист по связям с общественностью НМТ РБ им. М. Карима Дарья Ольхова. – Естественно, это вызвало недовольство среди артистов, ведь оба эти спектакля уникальны для нашего театра. К тому же, каждый из них до сих пор пользуется популярностью у зрителей. К счастью, декорации было решено восстановить насколько это возможно. А «Отель двух миров», ко всему прочему, уже через месяц после собрания отправился на гастроли в Йошкар-Олу и Казань, где собрал полные залы. Надеемся, эти постановки ещё несколько лет будут активно играться.

2. Нет артиста – нет спектакля

Довольно часто весь спектакль создаётся именно потому, что есть он – артист, который идеально подходит на роль Евгения Онегина, Анны Карениной, Родиона Раскольникова или любого другого главного героя. Практика распространённая и абсолютно логичная. Правда, в таком случае режиссёр рискует распрощаться со своей постановкой, если этот артист сыграть более не сможет. Ведь актёр может уехать на ПМЖ в другой город, или рассориться с руководством театра, или вовсе покинуть сей бренный мир… Правило «незаменимых людей не бывает» в таком случае не работает.

TRUE STORY: В 2015 году после смерти артиста Хамида Яруллина в Башкирском академическом театре драмы был списан спектакль «Good morning, Enid!» по пьесе Вуди Аллена. Сама постановка, по версии прессы Башкирии, в 2011 году получила номинацию «Лучший ансамбль», в которой так же был отмечен Хамид Яруллин.

WARNING: Сейчас в репертуаре всё того же Башдрама есть постановка, которая из раза в раз собирает полные залы – «Цена счастья». Главную мужскую роль Зарифа в ней исполняет народный артист РСФСР Фидан Гафаров, которому, на минуточку, 69 лет. По сюжету, Зариф – пожилой мужчина, завершивший свою успешную актёрскую карьеру. С такой ролью справиться может не каждый, тем более, что это музыкальная мелодрама, а значит ведущий артист должен обладать прекрасными вокальными данными. И каждый зритель отлично понимает, что без Фидана Сафича этот спектакль погибнет. Но как долго легендарный артист сможет ещё играть – неизвестно. Ведь годы идут…

3. Ревность и конкуренция

Творцы – натуры эмоциональные, вспыльчивые и, зачастую, ревнивые. Поэтому после смены руководства в театрах, как правило, происходят изменения и в репертуаре. «Новая метла по-новому метёт», как говорится. Только далеко не всегда эти изменения ведут к улучшениям… К слову, многие неравнодушные театральные деятели считают, что именно «ревность» – основная причина списания в большинстве своём хороших спектаклей.

Тяжелее всего приходится детищам приезжих постановщиков. Когда режиссёр уезжает после премьеры, его детище, фактически, остаётся без защитника. В редких случаях штатные директоры, художественные руководители и режиссёры ратуют за «чужой» спектакль, ведь это конкурентная среда: спишут либо твою постановку, либо его.

TRUE STORY:  – Парадоксально, но практически все мои уфимские постановки очень быстро удалялись из репертуара, или не ставились в прокат, или же крайне редко игрались. Это, конечно, вело к быстрому списанию спектакля, так как театр – материя живая, и отложить уже готовый спектакль до лучших времен невозможно: он или должен играться, или умереть, – говорит наш земляк и известный российский режиссёр Искандер Сакаев.

WARNING: В репертуаре Молодёжного театра по сей день числится, но уже год не играется уникальный спектакль, пример театра-поиска, «Вишнёвый сад» режиссёра Вячеслава Чеботаря. Кому насолил сам импульсивный постановщик, и кому не пришлась по нраву необыкновенная современная интерпретация пьесы Чехова – вполне ясно, но только зрители каждый раз наполняли зал, покупая билеты через кассу. У спектакля была своя аудитория, некоторые представители которой по несколько раз приходили на постановку. Но после ухода из театра двух артистов, руководство решило не вызывать режиссёра и не делать вводы. Поэтому номинально спектакль «жив», а по факту ждёт своей незавидной участи и решающего приказа о списании.

4. Исчерпал себя

Ещё одна распространённая причина, по которой спектакль могут отправить в утиль, это неактуальность. Злободневная тема, о которой все говорят сегодня, может стать неинтересной и непонятной уже завтра. Ведь постановку, в данном случае, можно сравнить с одеждой: существуют мода и тренды, а есть бессмертная классика.

Так же спектакль может быть элементарно отсмотренным всеми в нём заинтересованными, насколько это возможно.

– В Уфе, миллионном городе, всего 10-15% жителей – театралы. Они действительно любят смотреть спектакли. Остальных же зрителей театрам приходится приводить через профкомы, студсоветы и прочие организации, способные массово купить билеты. И когда все эти категории осматривают постановку, она остаётся без нового зрителя. Таким образом, среднестатистический спектакль может собирать полные залы только первые два года, – говорит Алия Яхина, сотрудник Ufaconcert.ru и Центра современной драматургии и режиссуры.

TRUE STORY: Сейчас на сцене Театра оперы и балета блистает восстановленный спектакль «Салават Юлаев». Однако когда-то, как вспоминает бывший заведующий бутафорским цехом, его прошлую версию списали после того, как на оперу пришло всего лишь пять зрителей.

WARNING: 23 апреля в Академическом русском драматическом театре в последний раз артисты сыграют спектакль «СТАВАНГЕР». Как написала в социальных сетях Елена Попова, заведующая литературной части Русдрама, такое решение принято, «чтобы появилось что-то новое». И если обратить внимание на продажу электронных билетов, становится ясно, что эта постановка перестала собирать зрителей, хотя премьера состоялась только в 2015 году. Вероятнее всего, сцены из жизни в маленьком норвежском городке не смогли полюбиться уфимцам…

5. Не заработал

Не каждая постановка, на которую были потрачены деньги, время и силы, способна заработать. А некоторые не могут себя даже окупить. От такого «креста», конечно же, будут стараться максимально быстро избавиться. Правда, отсутствие коммерческого успеха не всегда показатель качества.

TRUE STORY: Ставить мировую классику в национальных театрах – всегда риск. Так и не смог заработать давно списанный спектакль «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю в Башкирском Академическом театре драмы.

WARNING:  Сейчас в академических театрах Уфе есть два спектакля, которые, судя по данным онлайн-продаж, не зарабатывают. Это «Невольницы» в Русдраме и «Антигона» в Башдраме. Надо отметить, что поставили их довольно известные приезжие режиссёра, однако «выстрелить» не получилось. И, скорее всего, эти постановки ждёт незавидная участь…

Кроме основных причин, есть ряд других, менее значимых. И часто встречаются случаи, когда сразу несколько факторов объединяются в одну большую проблему, способную убрать спектакль из репертуара.

Но главное, что далеко не всегда спектакль покидает сцену по объективным причинам. Человеческий фактор играем весомую неприятную роль.

Вы успешно подписались на Likes.ru
С возвращением! Вы успешно вошли.
Отлично! Вы успешно зарегистрировались.
Успех! E-mail обновлён.
Срок действия ссылки истёк
Успех! Проверьте почту для входа по ссылке.